|
Документ подписан электронной подписью |
Ростовская область Тарасовский район п. Изумрудный ул.Южная д.11
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рыновская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению методическим объединением МБОУ Рыновской ООШ Протокол №1 от 25.08.2021
____________ Р.И. Миронова
|
Согласовано заместитель директора по УВР 26.08.2021 ____________Влаова Л.И. |
«Утверждаю» Приказ №47 от 27.08.2021 директор МБОУ Рыновской ООШ ________________Н.И. Стригунова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика и ИКТ» в 5 классе
учитель Кириченко Андрей Николаевич
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
Концепции преподавания предметной области «Информатика и ИКТ » в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы(утвержденные Министерством просвещением 24.12.18)
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Рыновской ООШ
- учебный план, годовой календарный график МБОУ Рыновской ООШ на 2021-20221г.
-предметная программа Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебники для 5,6,7,8,9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 г.
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» основной школы (базовый уровень) составлена на основе закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной учебной программы по информатике для 5-6 классов, требований к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основныых подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе.
Распределение часов.
№ п/п |
Тема |
Количество уроков по рабочей программе |
|
1 |
Информация вокруг нас. |
10 |
|
2 |
Компьютер |
3 |
|
3 |
Подготовка текстов на компьютере |
6 |
|
4 |
Компьютерная графика |
3 |
|
5 |
Создание мультимедийных объектов |
4 |
|
6 |
Объекты и системы |
1 |
|
7 |
Информационные модели |
3 |
|
8 |
Алгоритмика |
3 |
|
9 |
Резерв |
1 |
|
10 |
Итого: |
34 |
|
Учебно-методический комплект по информатике для 5 класса.
Количество часов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Особенности класса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля – тестирование.
Правила при оценивании:
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Общее количество часов |
|
5 класс |
|
|||
1 |
Информация вокруг нас |
Информация вокруг нас. |
10 (уроки № 1, 5 – 9, 22 – 25) |
|
2 |
Компьютер |
3 (уроки № 2 – 4) |
|
|
3 |
Информационные технологии |
Подготовка текстов на компьютере |
6 (уроки № 10 – 15) |
|
4 |
Компьютерная графика |
3 (уроки № 19 – 21) |
|
|
5 |
Создание мультимедийных объектов |
4 (уроки № 30 – 32) |
|
|
6 |
Информационное моделирование |
Объекты и системы |
1 |
|
7 |
Информационные модели |
3 (уроки № 16 – 18) |
|
|
8 |
Элементы алгоритмизации |
Алгоритмика |
4 (уроки № 26 – 28) |
|
9 |
|
Резерв |
2 (уроки № 33-34, ) |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
Содержание рабочей программы.
Контрольные работы: 4
Практические работы: 17
Предметные результаты обучения.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Ученик научится:
Ученик получит возможность:
Раздел 2. Информационные технологии
Ученик научится:
Ученик получит возможность:
Раздел 3. Информационное моделирование
Ученик научится:
Ученик получит возможность:
Раздел 4. Элементы алгоритмизации
Ученик научится:
Ученик получит возможность:
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
Предметные результаты:
Рекомендуемое поурочное планирование по курсу «Информатика»
для 5 класса
Номер урока |
Тема урока |
Параграф учебника |
|
1 |
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас |
Введение, § 1 |
|
2 |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией |
§ 2 |
|
3 |
Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру |
§ 3 |
|
4 |
Управление компьютером. Вспоминаем приёмы управления компьютером |
§ 4 |
|
5 |
Хранение информации. Создаём и сохраняем файлы |
§ 5 |
|
6 |
Передача информации |
§ 6 (1)[1] |
|
7 |
Электронная почта. Работаем с электронной почтой |
§ 6 (2) |
|
8 |
В мире кодов. Способы кодирования информации |
§ 7 (1) |
|
9 |
Метод координат |
§ 7 (2) |
|
10 |
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов |
§ 8 (1, 2) |
|
11 |
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст |
§ 9 (3, 4) |
|
12 |
Редактирование текста. Редактируем текст |
§ 9 (5) |
|
13 |
Работаем с фрагментами текста |
§ 8 (6) |
|
14 |
Форматирование текста. Форматируем текст |
§ 8 (7) |
|
15 |
Структура таблицы. Создаём простые таблицы |
§ 9 (1) |
|
16 |
Табличное решение логических задач |
§ 9 (2) |
|
17 |
Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме |
§ 10 (1, 2) |
|
18 |
Диаграммы. Строим диаграммы |
§ 10 (3) |
|
19 |
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора |
§ 11 (1) |
|
20 |
Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами |
§ 11 (2) |
|
21 |
Планируем работу в графическом редакторе |
§ 11 (1, 2) |
|
22 |
Разнообразие задач обработки информации |
§ 12 (1) |
|
23 |
Кодирование как изменение формы представления информации |
§ 12 (2) |
|
24 |
Систематизация информации. Создаём списки |
§12 (3) |
|
25 |
Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет |
§ 12 (4) |
|
26 |
Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор |
§ 12 (5) |
|
27 |
Преобразование информации путём рассуждений |
§ 12 (6) |
|
28 |
Разработка плана действий и его запись |
§ 12 (7) |
|
29 |
Запись плана действий в табличной форме |
§ 12 (8) |
|
30 |
Создание движущихся изображений |
§ 12 (9) |
|
31 |
Создаём анимацию по собственному замыслу |
§ 12 (9) |
|
Итоговое повторение |
|||
32 |
Создаем слайд-шоу (выполнение и защита итогового проекта). |
|
|
33-34 |
Резерв учебного времени |
|
Контроль уровня обучения.
Контрольная работа №1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией».
Контрольная работа №2 по теме «Формы представления информации».
Контрольная работа №3 по теме «Обработка информации»
Контрольная работа №4. Итоговое тестирование.
Ресурсное обеспечение программы.
Литература основная и дополнительная для учителя
Литература основная и дополнительная для учащихся
Медиаресурсы
Оборудование
Программное обеспечение
Дидактический материал.
Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.
Календарно-тематическое планирование - 5 класс
№ |
Тема урока |
Содержание урока |
Количество часов |
Тип урока / форма проведения |
Планируемые результаты освоения материала |
Формы организации учебно-познавательной деятельности |
Оборудование, ЭОР |
Система контроля |
Д/з |
Дата |
||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||
план |
факт |
|||||||||||||
|
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. |
информация; виды информации по способу получения; виды информации по форме представления; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места. |
1 |
изучение нового материала |
общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах |
умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику |
навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе |
лекция с беседой, решение упражнений в РТ |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 1) презентация «Информация вокруг нас»; 4) презентация «Техника безопасности» |
самоконтроль |
§1, рабочая тетрадь (РТ): №1, №4, №7, №10. Дополнительное задание: №11 в РТ, №7 на стр. 9 учебника. |
7.09 |
|
|
|
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
|
универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; техника безопасности. |
1 |
изучение нового материала, обобщение |
знание основных устройств компьютера и их функций |
основы ИКТ- компетентности |
представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). |
беседа, решение упражнений в РТ |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран. 1) презентация «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией »; 2) презентация «Компьютер на службе у человека». |
тематический контроль, внешний контроль |
§2, РТ: №12, №13, №14, №23. Дополнительное задание: №24, № 32 в РТ; №9 на стр.16 учебника. |
14.09 |
|
|
|
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. |
устройства ввода информации; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; основная позиция пальцев; клавиатурный тренажер; слепая десятипальцевая печать. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера |
основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры |
понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. презентация «Ввод информации в память компьютера».
|
тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль |
§3; РТ: №25, №26, №28, №33. Дополнительное задание: один из номеров 35 или 36, №37. |
21.09 |
|
|
|
Управление компьютером.
|
программное обеспечение; документ; рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню; главное меню; окно; элементы окна. Практическая работа №2 |
1 |
изучение нового материала, практикум |
общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером |
основы ИКТ- компетентности; навыки управления компьютером |
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. презентация «Управление компьютером».
|
тематический контроль, самоконтроль, внешний контроль |
§4; РТ: №38, №39, №42, №53. Дополнительное задание: №54 в РТ; №21 на стр. 34 учебника. |
28.09 |
|
|
|
Хранение информации
|
информация; действия с информацией; хранение информации; память; носитель информации; файл; папка. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации |
понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве |
понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
(ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся. 1) презентация «Хранение информации»; 2) презентация «Носители информации»; 3) презентация «Хранение информации: история и современность» |
тематический контроль, внешний контроль |
§5; РТ: №55, №59, №63, №64, №67. Дополнительные задания: №57, №61, №68, №69. |
5.10 |
|
|
|
Передача информации |
информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приёмник информации. |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации |
понимание единой сущности процесса передачи информации |
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Передача информации»; 2) презентация «Средства передачи информации» |
тематический контроль, самоконтроль |
§6; РТ: №70, №72, №74. Дополнительное задание: №75
|
12.10 |
|
|
|
Электронная почта |
передача информации; электронная почта; электронное письмо. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» |
1 |
изучение нового материала, практикум, обобщение |
общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме |
основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма |
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проект ор, экран; ПК учащихся презентация «Передача информации». |
тематический контроль, внешний контроль |
§6 (3); РТ: №76, №77. Дополнительное задание: №78. |
19.10 |
|
|
|
К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации |
К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». условный знак; код; кодирование; декодирование. |
1 |
комбинированный урок |
общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; |
умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; |
понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики |
беседа, решение упражнений, контрольная работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Кодирование информации». |
тематический контроль, внешний контроль |
§7(1, 2), РТ: №79–№98 (выборочно, по усмотрению учителя). |
26.10 |
|
|
|
Метод координат
|
код; кодирование; графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат. |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
представление о методе координат |
понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи |
понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики. |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Кодирование информации» |
тематический контроль, внешний контроль |
§7(3), РТ: №99 (количество вариантов — по желанию ученика), №100. Дополнительное задание: №101. |
9.11 |
|
|
|
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов |
текст; текстовая информация; текстовый документ. |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации |
основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) презентация «Цепочки слов». |
тематический контроль, внешний контроль |
§8 (1, 3); РТ: №102, №104 (построить одну из цепочек по выбору учащегося), №105. |
16.11 |
|
|
|
Основные объекты текстового документа. Ввод текста |
текстовый документ; объекты текстового документа; Практическая работа №5 «Вводим текст» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке |
основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Текстовая информация» файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf. |
тематический контроль, внешний контроль |
§8 (2, 4); РТ: №111, №103. |
23.11 |
|
|
|
Редактирование текста |
текстовый документ; редактирование текстового документа; операции; Практическая работа №6 «Редактируем текст» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке |
основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf |
тематический контроль, внешний контроль |
§8 (5); РТ: №110, №112. |
30.11 |
|
|
|
Текстовый фрагмент и операции с ним.
|
текстовый документ; редактирование текстового документа; буфер обмена; фрагмент; операции с фрагментом; Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов |
основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов; 3) файлы-заготовки Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf, Медвежонок.rtf, 100.rtf. |
тематический контроль, внешний контроль |
§8 (5); РТ: №113, №114, №115. |
7.12 |
|
|
|
Форматирование текста |
текстовый документ; форматирование текстового документа; выравнивание; шрифт; начертание. Практическая работа №8 «Форматируем текст» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы |
основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Текстовая информация»; 2) плакат «Подготовка текстовых документов»; 3) файлы Форматирование.rtf, Радуга.rtf. |
тематический контроль, внешний контроль |
§8; РТ: №118. Дополнительное задание: №119. |
14.12 |
|
|
|
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.
|
таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) |
1 |
изучение нового материала, практикум |
представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы |
основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Представление информации в форме таблиц». |
тематический контроль, внешний контроль |
§9 (1); РТ: №121, №123, №124. |
21.12 |
|
|
|
Табличное решение логических задач.
|
таблица; логическая задача; взаимно однозначное соответствие. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение представлять информацию в табличной форме |
основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Табличный способ решения логических задач». |
тематический контроль, внешний контроль |
§9 (2); РТ: №126, №127. Дополнительное задание: №129. |
28.12 |
|
|
|
Разнообразие наглядных форм представления информации |
рисунок; схема; наглядность. |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
умение представлять информацию в наглядной форме |
умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Наглядные формы представления информации»; 2) презентация «Поезда»; 3) презентация «Теплоходы». |
тематический контроль, внешний контроль |
§10 (1, 2); №5 и №6 на стр. 73 учебника; РТ: №132. Дополнительное задание: №137. |
11.01 |
|
|
|
Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 По теме «Формы представления информации».
|
диаграмма:
Практическая работа №10 «Строим диаграммы» К.р.№2 По теме «Формы представления информации». |
1 |
комбинированный урок |
умение строить столбиковые и круговые диаграммы |
умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, контрольная работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся презентация «Наглядные формы представления информации» |
тематический контроль, внешний контроль |
§10 (5); РТ: №134, №135, №136. |
18.01 |
|
|
|
Компьютерная графика. Инструменты графического редактора |
компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией |
развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp. |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 11 (1, 2); РТ: №138, №139. |
25.01 |
|
|
|
Преобразование графических изображений |
графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации |
развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) файлы Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp. |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 11 (2, 3); РТ: №142, №143, №144. |
1.02 |
|
|
|
Создание графических изображений
|
графический редактор; графический примитив; фрагмент. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов |
умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Компьютерная графика»; 2) презентация «Планируем работу в графическом редакторе». |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 11; РТ: №145. Дополнительное задание: №146. |
8.02 |
|
|
|
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации |
информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации |
умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 12 (1, 2); РТ: №148, №149, №150. |
15.02 |
|
|
|
Списки – способ упорядочивания информации |
информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки |
представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность |
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf. |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 12 (2); РТ: №151, №52. |
22.02 |
|
|
|
Поиск информации
|
информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
1 |
изучение нового материала, практикум, обобщение |
представление о поиске информации как информационной задаче |
умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации |
первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) файл-заготовка Клавиатура.rtf. |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 12 (3); РТ: №153, №154, №155. |
1.03 |
|
|
|
Кодирование как изменение формы представления информации К.р.№3 по теме «Обработка информации» |
информация; обработка информации; кодирование информации. К.р.№3 по теме «Обработка информации» |
1 |
комбинированный урок |
представление о кодировании как изменении формы представления информации |
умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений, контрольная работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 12 (4); РТ: №158, №159, №162. |
15.03 |
|
|
|
Преобразование информации по заданным правилам. |
Информация:
обработка информации; правила обработки информации. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» |
1 |
изучение нового материала, практикум |
представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам |
умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации». |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 12 (5); РТ: №165, №166, №174. Дополнительное задание: №173. |
22.03 |
|
|
|
Преобразование информации путем рассуждений
|
информация; обработка информации; логические рассуждения |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
представление об обработке информации путём логических рассуждений |
умение анализировать и делать выводы |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений |
(ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) презентация «Задача о напитках»; 3) плакат «Обработка информации». |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 12 (6), №15, №16 в учебник; РТ: №176, №178 в РТ. |
5.04 |
|
|
|
Разработка плана действий. Задачи о переправах. |
информация; обработка информации; план действий |
1 |
развитие и закрепление умений и навыков |
представление об обработке информации путём разработки плана действий |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации» |
тематический контроль, внешний контроль |
§12 (7); №179, №180 (записать решение в тетрадь). Дополнительное задание: №183 в РТ |
12.04 |
|
|
|
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях
|
информация; обработка информации; план действий |
1 |
изучение нового материала, развитие и закрепление умений и навыков |
представление об обработке информации путём разработки плана действий |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) логическая игра «Переливашки» |
тематический контроль, внешний контроль |
§12 (7), №20 в учебнике; №181, №184 в РТ. |
19.04 |
|
|
|
Создание движущихся изображений |
информация; обработка информации; план действий; сюжет, видеосюжет. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). |
1 |
изучение нового материала, практикум |
представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся 1) презентация «Обработка информации»; 2) плакат «Обработка информации»; 3) образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации «Св_тема1.ppt», «Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt» |
тематический контроль, внешний контроль |
§ 2.12, №21 в учебнике. |
26.04 |
|
|
|
Создание анимации по собственному замыслу
|
план действий; сюжет, анимация; настройка анимации. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). |
1 |
изучение нового материала, практикум |
навыки работы с редактором презентаций |
умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, решение упражнений, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
тематический контроль, внешний контроль |
Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики. |
10.05 |
|
|
|
Создание итогового мини-проекта |
; план действий; информационный объект; информационные технологии; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» |
1 |
практикум |
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе |
умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, практическая работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
тематический контроль, внешний контроль |
Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
17.05 |
|
|
|
К.р.№4. Итоговое тестирование. |
фронтальное повторение изученного материала. К.р.№4. Итоговое тестирование |
1 |
контроль знаний |
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе |
умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
контрольная работа |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
итоговый контроль, внешний контроль |
Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
24.05 |
|
|
34 |
Резерв учебного времени |
Можно предложить ученикам выполнить следующие работы по собственному замыслу: 1) создать в текстовом процессоре текстовый документ «Чему я научился на уроках информатики»; 2) создать рисунок в графическом редакторе; 3) создать средствами текстового процессора и графического редактора комбинированный документ; 4) создать анимацию на свободную тему; 5) создать интерактивный кроссворд по основным понятиям курса; 6) создать презентацию «История письменности». |
1 |
практикум |
представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе |
умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность |
понимание роли информационных процессов в современном мире |
беседа, практическая работа |
ПК учащихся |
тематический контроль, самоконтроль |
Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике). |
31.05
|
|
|