ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.11.2021 14:05, Стригунова Наталья Ивановна, Директор
Ключ электроннй подписи

 

 

                           

  

                                     

                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                Рыновская основная общеобразовательная школа

 

                                                   

Рассмотрено и рекомендовано  к утверждению

методическим объединением

учителей  начальных классов

Протокол № 1от 25.08.2021  

_______________Пивоварова Е.Н.

подпись руководителя МО                 ФИО руководителя

 

 

   СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_26.08.2021г

___________ Власова Л.И.

подпись

«Утверждаю»

Директор МБОУ Рыновской ООШ

Приказ от 27.08.2021        47

 _____________     Стригунова Н.И  

 Подпись руководителя  

                                     

 

                                    РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

                                          по  внеурочной  деятельности

 

                       «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»

 

                                         Класс                1/2

                                              

                            Учитель  :          ПИВОВАРОВА  Е. Н. 

 

                                                                                   2021-2022г

 

 

 

    Пояснительная записка

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» для 1/2-го классов  разработана на основе следующих федеральных документов:

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

Приказы:

-  приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 № 254  «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

 

Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред. В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2018.

Авторской программы по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» Шевченко Е. А.

Годовой календарный график 2021-2022 уч.г,

Образовательный процесс современного общеобразовательного учреждения постоянно требует повышения своей эффективности. К наиболее актуальным, решаемым в школах, относятся проблемы повышения качества обучения, снижения учебной нагрузки, развития интеллектуальных способностей и повышения мотивации. Все указанные четыре проблемы взаимозависимы: решение одной из них приводит к решению или усложнению другой. Наиболее актуальной, конечно же, является вторая проблема. Для ее решения в условиях постоянного прироста абсолютного знания необходимы системы принципиально иного подхода в образовании. Например, пойти по пути формирования метакогнитивного (собственного) сознания учащихся. Попытка решения данной задачи сталкивается с неимоверными «объективными» трудностями, а попытка решения четвертой проблемы ведет к низким результатам, из тех же «объективных» трудностей. Целесообразнее всего в настоящее время акцент сделать на решении третьей задачи - развитие интеллектуальных способностей учащихся. Во-первых, такое развитие, если оно производится целостно, позволяет повышать эффективность учебной деятельности, а следовательно, и качество обучения, и мотивацию учащихся, а также снижает утомляемость учащихся, т. е. не придется снижать нагрузку. Во-вторых, развитие интеллектуальных способностей учащихся может быть наиболее «безболезненным» путем улучшения состояния всех других проблем. В-третьих, решение третьей проблемы само по себе имеет большую ценность для общего развития ребенка.

            Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.

Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Работа учителя должна быть направлена на становление у ребенка способности к оценке границ своих знаний и умений. Внеучебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются, и развиваются в процессе деятельности. Внеурочная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются.  А интерес к учебе падает из-за недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Между тем возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л. В. Выготским. Его идею поддержали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Занков и др.. Согласно этой теории современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления. Однако часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов, действий типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Их  общеинтеллектуальная деятельность оказывает недостаточно нагруженной, ученики привыкают не прилагать усилий в учебной работе.

Задача ФГОС второго поколения требует формирование ключевых компетенций через совершенствование содержания образования, внедрения новых форм организационно- методического сопровождения образовательного процесса и в использовании инновационных педагогических технологий.

На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности. В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию общего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими предлагаемого материала и развития Интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Данная программа является пособием для работы с учащимися начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач, которые позволят комплексно решить следующие образовательные задачи:

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир ученика, обучение решению задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

            Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных задач новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к стурктуре основной образовательной программы:

Особенностью реализации данной программы является то, что предусматриваемые ею занятия организуются в форме  общеинтеллектуальной направленности. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и может быть реализована, как в работе педагога с целым классом, так и с группой учащихся.

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю, во второй половине дня.).

Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей- теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

  1. Общая характеристика программы

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов.Развитие ученикапроисходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Принципы:

Формы и объем занятий:

            Программа «Хочу все знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

  1. Описание места программы в базисном учебном плане

 

Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации  является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения  состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.

Варианты Базисного учебного плана, предлагаемые образовательным учреждениям для организации образовательного процесса в начальной школе (разработанные на основе ФГОС второго поколения), предусматривают 40 часов в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по таким направлениям, как:

 

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».  Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций. Приведённые в Базисном учебном плане направлениявнеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрениеи содействующих социализации.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1/2 класов  и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность предусматривает участие в ней всех учащихся класса.

 

  1. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

 

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:

  1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
  2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  3. Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  4. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

 

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития каждого школьника.

.Предполагаемые результаты усвоения программы 1/ 2 класса

ЗУН

Школа  Обучающиеся  должны  знать:

Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. Историю их создания. Правила поведения в библиотеке. Отличие кроссворда и ребуса.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться фондом школьной библиотеки. Составлять простейший кроссворд. Делать простой ремонт книги. Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности. Получать самостоятельно информацию из различных источников. Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

 

Еда

Обучающиеся должны знать:

Как овощи и фрукты получили свое название. Историю происхождения некоторых продуктов питания.Основы правильного питания. Составляющие части блюд.

Обучающиеся должны уметь:

Различать полезные и вредные продукты.  Уметь составлять меню на завтрак.Получать самостоятельно информацию из различных источников. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

 

Игры и игрушки

Обучающиеся должны знать:

Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила их игры

Обучающиеся должны уметь:

Характеризовать особенности отдельных игр. Создать простейшую игрушку. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).

 

Все для дома

Обучающиеся должны знать:

Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.  Правила ухода за растениями. Правила личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

Пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдать правила безопасности . Применять на практике основные знания по уходу за растениями

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 

  1. Содержание программы для 1/ 2 класса

Цель: Развивать интеллектуальный потенциал ученика.

Задачи:

 

6.

п/п

Название темы

Количество часов

1.

Школа

12

2.

Еда

8

3.

Игры и игрушки

7

4.

Всё для дома

6

 

итого

33

 

  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся 1/2 классов ( хочу все знать!)

Внеурочное

занятие

(тема, название)

Формы

организации

внеурочной

деятельности

Деятельность

учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Формируе-

мые

умения

Плани-

руемая

дата

Факти-

ческая

дата

 

Школа (12 часов)

 

1

Первые рисунки.

Знакомство. Рассказ учителя, практическая деятельность учеников

Рассказывает о первых наскальных рисунках и демонстрирует их.

 

Слушают рассказ учителя. Выполняют рисунки животных мелками.

 

Формирова-ние умения рисовать мелками.

1.09

 

 

2

Кто изобрел перо.

Беседа.

Беседует на тему «Гусиное крылышко»

Изготовление ручки из пера (или просмотр соответст-вующей презентации)

Формирова-ние знаний о способах изготовле-ния ручки из гусиного пера.

8.09

 

 

3

Карандаш.

Рассказ. «Заочная» экскурсия на карандашную фабрику (видео)

Рассказывает историю создания карандаша. Демонстрирует видео.

Просмотр видео. Рисование карандашами на произволь-ную тему.

Продолже-ние развития  умения обращения с письменны-ми пренадлеж-ностями.

15.09

 

 

4

История шариковой ручки.

Беседа.

Беседа на тему «От пера до шариковой ручки»

Поделки из сломанных ручек.

Формирова-ние знаний об истории создания шариковых ручек.

22.09

 

 

5

Кто изобрел ноты.

Историческая справка.

Рассказ учителем истории изобретения нот.

Письмо нот на нотном стане.

Формирова-ние навыков письма на нотном стане.

29.09

 

 

6

Кто изобрел бумагу.

Рассказ.

Рассказ с презентацией о бумаге.

Аппликация из бумаги.

Формирова-ние навыков изготовле-ния аппликаций из бумаги.

6.10

 

 

7

Когда появились первые книги.

Беседа, практическое занятие.

Презентация «Русский книгопечатник»

Изготовле-ние книжки-малышки.

Формирова-ние навыков изготовле-ния книжек-малышек.

13.10

 

 

8

Кто написал первую энциклопедию.

Историческая справка.

 

Рассказ «Энциклопедия как способ получения информации».

Рассматривание энциклопе-дий.

Формирования умения обращения с энциклопедиями.

20.10

 

 

9

Как возникли библиотеки.

 

 

Экскурсия в библиотеку.

Формирова-ние уважения к работе билиотека-рей.

27.10

 

 

10

Откуда пошли названия дней недели.

Беседа.

Рассказ о происхождении названий дней недели.

Составление списка важных дел на неделю.

Формирова-ния умения составлять планов на неделю.

10.11

 

 

11

Как люди начали добывать полезные ископаемые.

«Заочная» экскурсия в древний мир.

Рассказ о полезных ископаемых.

Рассматривание коллекций полезных ископаемых

Экскурсия в кабинет географии.

Формирова-ние знаний  полезных ископаемых, способах их добычи в древности.

17.11

 

 

12

У какой страны впервые появился флаг.

Историческая справка.

Рассказ о флаге нашей страны.

Рисование флага сказочной страны

(работа в группах).

Формирова-ние знаний о флаге России. Развитие фантазии при создании флага сказочной страны.

24.11

 

 

 

Еда (8 часов)

 

 

 

 

 

 

 

13

Хлеб из орехов.

Беседа.

Интересная информация из справочников и Интернет.

Поделки из скорлупы орехов.

Формирова-ние умений создания поделок из подручных средств (скорлупы).

1.12

 

 

14

Как картофель попал в Россию.

Историческая справка.

Презентация «Второй хлеб»

Поделки из картофеля.

Продолже-ние развития мелкой моторики при изготовле-нии поделок из картофеля.

8.12

 

 

15

Кое-что из истории конфет.

Историческая справка.

Видео «Заочное путешествие на конфетную фабрику»

Плетение пояса из фантиков.

Формирова-нияпредставле-ния о процессе изготовле-ния конфет. Развитие мелкой моторики при создании пояса из фантиков.

15.12

 

 

16

Откуда фрукты и овощи получили свое название.

Информацион-ная справка.

Рассказ о названиях фруктов и растений.

Рисование фруктов и овощей (иллюстрации к книжке-малышке)

Формирова-ние знаний об истории названий фруктов и овощей. Развитие мелкой моторики при рисовании фруктов и овощей для книжки-млышки.

22.12

 

 

17

Каменный мед (сахар).

Беседа.

Рассказ о меде, его свойствах и использовании.

Составление сборника народных рецепты лечения (с медом).

Формирова-ние умения составления сборников информа-ции.

12.01

 

 

18

Секретное мороженое.

Беседа, заочная экскурсия.

История создания мороженого

Заочная экскурсия на хладокомбинат.

Составление рецепта мороженного (работа в группах).

Формирова-ние навыков работы в группах.

19.01

 

 

19

Секрет каши.

Историческая справка.

Каша-основа национальной русской кухни.

Аппликация с использова-нием крупы.

Развитие мелкой моторики при создании аппликации.

26.01

 

.

 

 

20

Первая кулинарная книга.

Историческая справка.

Рассказ о первых кулинарных книгах. Правила составления рецептов.

Составление рецептов по правилам.

Развитие логического мышления при составлении рецептов.

2.02

 

 

 

Игры и игрушки (7 часов)

 

 

 

 

 

 

 

21

Где появились куклы.

Практическое занятие.

История происхожде-ния куклы. Рассказ о любимой кукле.

Вырезание бумажных кукол.

Развитие мелкой моторики, развитие умения работы с ножница-ми.

9.02

 

 

22

Русский сувенир.

Беседа.

Беседа «Что такое сувенир». Презентация  «Особенности русского сувенира».

Изготовле-ние тряпичных  кукол.

Развитие фантазии и навыков вырезания из бумаги.

16.02

 

 

23

История глиняной игрушки.

Практическое занятие.

Рассказ о глиняных игрушках.

Лепка игрушек из глины/пластилина.

Развитие мелкой моторики при лепке из пластилина.

2.03

 

 

24

Какой музыкальный инструмент был первым.

Практическое занятие.

Знакомство с шумовыми музыкальными инструмента-ми.

Изготовление шумовых игрушек из пластико-вых бутылок и крупы.

Формирование знаний о первых музыкаль-ныхинструмен-тах.

9.03

 

 

25

Кто первым запустил бумажного змея.

Практическое занятие.

История создания игрушки. Конструктивные особенности бумажного змея.

Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

Изготовление бумажного змея (коллективная работа)

16.03

 

 

26

Кто придумал мяч.

 

 

Игры с мячом.

 

6.04

 

 

27

Настольный театр.

Практическое занятие.

Рассказ о настольных театрах. Распределение ролей актеров и зрителей.

Создание оригами-игрушек.

Формирова-ние умения игры в настольном театре. Развитие правильной речи при игре в мини-спектакле.

13.04

 

 

 

Всё для дома 6часов

 

 

 

 

 

 

 

28

Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник).

Беседа, практическое занятие.

Беседа «Из чего изготовлена свеча».

 

Лепка из пластилина

20.04

 

 

29

Как появился чайник.

Беседа, практическое занятие.

Рассказ о чайнике, правилах чаепития.

Сюжетная игра.

Формиро-вания знаний о правилах чаепития.

27.04

 

 

30

Посередине гвоздик (ножницы).

Беседа, практическое занятие.

Беседа «Роль ножниц как инструмента в жизни человека».

Вырезание ножницами фигурок из бумаги.

Развитие умения пользо-ватьсяножница-ми.

4.05

 

 

31

Кто изобрел расческу для волос.

Беседа.

Какие бывают расчески. Правила гигиены.

Создание прически для куклы.

Формирова-ние знаний правил гигиены. Развитие фантазии.

11.05

 

 

32

Королевская шкатулка.

Беседа.

Рассказ о назначении шкатулки.

Рисование узора для шкатулки.

Формирова-ние знаний о назначении шкатулок.

18.05

 

 

 

 

33

Не лает, не кусает (замок).

Беседа, практическое занятие.

Беседа «Механизм и устройство замка, его функции».

Лепка ключей из пластилина.

Формирова-ние знаний о замках. Развитие моторики при работе с лпастили-ном.

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО: 33ч.