|
Документ подписан электронной подписью |
Ростовская область Тарасовский район п. Изумрудный ул.Южная д.11
(территориальный административный округ (город,район,посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рыновская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению методическим объединением учителей начальных классов Протокол № 1от 25.08.2021 ______________ _Пивоварова Е.Н.. подпись руководителя МО ФИО руководителя |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР 26.08.2021 _________ _Власова Л.И. подпись ФИО руководителя |
«Утверждаю» Директор МБОУ Рыновская ООШ Приказ № 47от 27.08.2021 __ ___________ Стригунова Н.И Подпись руководителя |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____ТЕХНОЛОГИИ ________
учебный предмет
_2021– 2022 уч. год______________
учебный год
_ ____1 класс (1 час в неделю)_____________
класс, количество часов в неделю
Учитель__ Пивоварова Е.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015);
Концепции преподавания предметной области « Технология» в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от24.12 2018г.)
Постановление: Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Приказы:
приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020г. № 254 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
-Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ Рыновской ООШ;
-УМК «Школа России»
-авторская программа,. Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П
-учебник 1 кл. Технология». Лутцева Е.А., Зуева Т.П .2019г.
-Годовой календарный график ,Учебный план МБОУ Рыновской ООШ на 2021-2022уч.г.
.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету.
В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология».Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности.Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования.В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов.
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста.
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним.
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним.
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение курса «Технология» в 1 классе отводится 1ч. в неделю – всего -31ч .
Педагогические технологии, используемые при реализации
системно-деятельностного подхода в обучении
Развивающие технологии:
Личностно-ориентированные технологии:
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- положительно относиться к учению;
- понимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, себя;
- бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
- осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные
и негативные последствия деятельности человека;
- с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалов и инструментов;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Работа с информацией:
в соответствии с ней.
Коммуникативные УУД:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников, высказывать своё мнение; отвечать на вопросы; проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
——делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя; о выполненной работе, созданном изделии.
3. Содержание рабочей программы.
Природная мастерская. Рукотворный и природный мир города и села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская. Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская. Мастерская Деда мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество. Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Как изготовить аппликации? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша армия родная. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник. Как сделать подарок – портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская. Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженница. Вышивка. Прямая строчка.
№ п/п |
Тема раздела |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (предметные) |
УУД (метапредметные) |
1. |
Природная мастерская (8 ч) |
Рукотворный и природный мир города и села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
|
Слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание; наблюдать предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром; сравнивать и классифицировать предметы окружающего мира по их происхождению (природное или рукотворное); проводить количественное сравнение наблюдаемых предметов; объяснять свой выбор предметов окружающего мира; делать выводы о наблюдаемых явлениях; осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству. |
Регулятивные: Формулировать и удерживать задачу. Познавательные: Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
2 |
Пластилиновая мастерская. (4ч) |
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.
|
Организовать рабочее место для работы с пластилином; наблюдать и называть свойства пластилина; сравнивать свойства пластилина, выделять основное-пластичность; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; узнавать центровую композицию по ее признакам; отбирать пластилин по цвету; изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним; делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности; осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.
|
Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество. |
3 |
Бумажная мастерская. (16 ч) |
Мастерская Деда мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество. Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Как изготовить аппликации? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша армия родная. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник . Как сделать подарок –портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? |
Организовать рабочее место для работы с бумагой; осваивать умение переносить известные знания и навыки на освоение других технологических навыков; запоминать правила техники безопасной работы с ножницами; осваивать умение работать в группе- изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения; делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности; осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству; осваивать умение переносить известные знания и умения на схожие виды работы, осваивать умение работать в группе- изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию. |
Регулятивные: преобразовать практическую задачу в познавательную Познавательные: выбирать наиболее подходящий приём разметки. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения. |
4 |
Текстильная мастерская. (5ч) |
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла труженица. Что умеет игла? Вышивка. Прямая строчка.Проверим себя.
|
Организовать рабочее место для работы с текстилем;; наблюдать и называть свойства ткани; сравнивать свойства разных видов ткани и бумаги; открывать новое знание и практическое умение через практическое исследование и пробные упражнения; отбирать необходимые материалы для композиции; изготовление изделий с опорой на рисунки и план; оценивать результат своей деятельности; осознавать необходимость уважительного отношения к людям труда |
Регулятивные: составлять план последовательности действий, ставить новые учебные задачи. Познавательные: Выбирать более эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тема раздела. Тема урока. Темы контрольных работ. |
Количество часов.
|
|
||
План |
Факт |
Виды контроля |
||||
1 |
6.09 |
|
Природная мастерская (8ч) Рукотворный и природный мир города и села. |
1 |
Природа, мастерская
Текущий контроль |
|
2 |
13.09 |
|
На земле, на воде и в воздухе. |
1 |
Наземный, воздушный, водный транспорт Текущий контроль |
|
3 |
20.09 |
|
Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Урок-путешествие. |
1 |
Природный материал
Текущий контроль |
|
4 |
27.09 |
|
Семена и фантазии. Урок-сказка. |
1 |
Семена
Текущий контроль |
|
5 |
4.10 |
|
Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Урок-творчество. |
1 |
Шишки, желуди, каштан
Текущий контроль |
|
6 |
11.10 |
|
Композиция из листьев. Что такое композиция? Урок-игра. |
1 |
Композиция
Текущий контроль |
|
7 |
18.10 |
|
Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
|
1 |
Орнамент
Текущий контроль |
|
8 |
25.10 2я четверть |
|
Природные материалы. Как их соединить? Урок-путешествие. |
1 |
Композиция
Текущий контроль |
|
9 |
8.11 |
|
Пластилиновая мастерская(4ч)
Материалы для лепки. Что может пластилин?
|
1 |
Лепка, пластилин
Текущий контроль |
|
10 |
15.11 |
|
В мастерской кондитера. Как работает мастер?
|
1 |
Кондитер
Текущий контроль |
|
11 |
22.11 |
|
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? |
1 |
Обитатели моря
Текущий контроль |
|
12 |
29.11 |
|
Наши проекты. Аквариум. |
1 |
Аквариум
Текущий контроль |
|
13 |
06.12 |
|
Бумажная мастерская(16 ч)
Мастерская Деда мороза и Снегурочки. |
1 |
Новый год, Дед Мороз, Снегурочка
Текущий контроль |
|
14 |
13.12 |
|
Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество. |
1 |
Новый год, Рождество
Текущий контроль |
|
15 |
20.12 |
|
Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? |
1 |
Картон
Текущий контроль |
|
16 |
27.12
3 четверть |
|
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
|
1 |
Оригами
Текущий контроль |
|
17 |
10.01 |
|
Обитатели пруда. Как изготовить аппликации?
|
1 |
Аппликация
1Текущий контроль |
|
18 |
17.01 |
|
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? |
1 |
зоопарк, основа
Текущий контроль |
|
19 |
24.01 |
|
Наша армия родная. |
1 |
Армия, защитник
Текущий контроль |
|
20 |
31.02 |
|
Ножницы. Что ты о них знаешь? |
1 |
Ножницы
Текущий контроль |
|
21 |
7.02 |
|
Весенний праздник . Как сделать подарок –портрет? |
1 |
Портрет
Текущий контроль |
|
22 |
21.02 |
|
Шаблон. Для чего он нужен? |
1 |
Шаблон
Текущий контроль |
|
23 |
28.02 |
|
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? |
1 |
Оригами
Текущий контроль |
|
24 |
14.03 |
|
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
|
1 |
Орнамент
Текущий контроль |
|
25 |
21.03 3 четверть |
|
Образы весны. Какие краски у весны? |
1 |
Образы
Текущий контроль |
|
26 |
04.04 |
|
Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? |
1 |
Колорит
Текущий контроль |
|
27 |
11.04
|
|
Текстильная мастерская (5 ч) Мир тканей. Для чего нужны ткани? |
1 |
Традиции
Текущий контроль |
|
28 |
18.04 |
|
Игла труженица. Что умеет игла? |
1 |
Ткань, шитье
Текущий контроль |
|
29 |
25.04 |
|
Вышивка. Прямая строчка.
|
1 |
Шитье, вышивание
Текущий контроль |
|
30 31 |
16.05. 23.05 |
|
Проверим себя. Урок обобщение |
2 |
Вышивка, строчка
Текущий контроль |
|
|
Итого 31ч |
|
|
|
|
5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
В 1 классе и в первом полугодии 2 класса используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Лучшие работы обучающихся хранятся в портфолио.
Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В конце урока проводится выставка и обсуждение творческих работ обучающихся. Раз в год обучающиеся по желанию принимают участие в выставке декоративно-прикладного творчества на школьном и муниципальном уровнях.
Особенности организации контроля по технологии
Контроль за уровнем достижений обучающихся по изобразительному искусству проводится в форме устной оценки за выполненную работу.
Этапы оценивания изделия
Соблюдение технологической последовательности изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
Использование видов отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
Применение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
Аккуратное выполнение соединений с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
Общее впечатление от работы: рассматриваются возможности ребенка, его успехи в данном деле, его вкус.
Учёт ошибок и оценка работ
«5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.
«4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
«2» - поставленные задачи не выполнены.