ЭП

Документ подписан электронной подписью
15.11.2021 10:09, Стригунова Наталья Ивановна, Директор
Ключ электроннй подписи

 

Принято на педагогическом совете   

Протокол №12 от 22.08.2019г                            

                    

                                                         

Утверждено и введено в действие

приказом №1 от 22.08.2019г с 01.09.2019г

директор______________ Н.И. Стригунова

ПОЛОЖЕНИЕ

Об алгоритме работы  в случае  выявления травли (буллинга)

 

    1. Настоящее Положение разработано

- в соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  •  в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, «никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»;
  • в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию»;
  • в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию»;
  • в соответствии с Международным пактом об экономических,

социальных и культурных правах «участвующие в настоящем пакте

государства признают право каждого человека на образование. Они

3

соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира»;

  • в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «педагогические работники, обучающиеся обязаны соблюдать локальные акты образовательной организации и иные локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также то, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации»,

будучи убеждены, что:

  • образовательный процесс должен строиться на основах взаимного уважения всех участников;
  • создание комфортной и безопасной среды для учеников и учителей в образовательных учреждениях является залогом повышения качества образования, формирования самостоятельной полноценной личности, ответственного члена гражданского общества;
  • уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса, атмосфера уважения каждой личности и дружелюбия в Образовательных учреждениях являются обязательными условиями воспитания и образования, договорились о нижеследующем:

Стороны обязуются утвердить настоящее положение в качестве внутреннего нормативного документа и обеспечить ее соблюдение всеми участниками образовательного процесса, как они определены ниже:

  1. ЦЕЛИ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение принято и утверждено с целью предупреждения и недопущения школьной травли (буллинга), а также определения порядка взаимодействия при обнаружении признаков школьной травли (буллинга).

Настоящее Положение устанавливает правила поведения, права и обязанности организаций, их руководителей, их работников, учащихся, родителей и иных законных представителей учащихся при взаимном общении (как внутри учреждений, так и за их пределами, включая общение в сети Интернет).

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    1. Школьная травля (буллинг) - систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц.

Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности:

  • бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли);
  • исключение из группы;
  • обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ;
  • умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;
  • публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли;
  • распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);
  • кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет);
  • любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли;
    1. Сторонами травли являются:
  • зачинщик травли (буллинга) - лицо, которое с использованием своего особого положения в коллективе, связанного как с властными полномочиями, так и с физическим, интеллектуальным или иным преимуществом, является организатором травли. Зачинщиком травли может быть признан как любой участник образовательного процесса, а также сотрудник Образовательного учреждения, так и один или несколько родственников учащегося;
  • жертва травли (буллинга) - лицо, в отношении которого осуществляется травля;
  • участник травли (буллинга) - лицо, которое по предложению зачинщика травли присоединилось к травле;
  • свидетель травли - участник образовательного процесса, сотрудник Образовательного учреждения, законный представитель учащегося, которому стало известно об эпизодах травли.
    1. Организация травли (буллинга)- объединение группы с призывами осуществлять в отношении одного или нескольких лиц недружественные и агрессивные действия, имеющие признаки травли (буллинга), в соответствии с настоящим Положением.
  1. Участниками образовательного процесса являются:
  • сотрудник МБОУ Рыновской ООШ - лицо, выполняющее трудовую функцию на территории школы;
  • директор   - сотрудник  , осуществляющий руководство ею;
  • заместитель директора по УВР, на которого, в соответствии с внутренними документами , возложены руководящие функции;
  • педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях со школой и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
  • учащийся - несовершеннолетний, осваивающий образовательную программу, являющиеся стороной настоящего Положения;
  • законный представитель учащегося - родитель, попечитель, опекун учащегося, являющийся его законным представителем в соответствии с законодательством РФ.
  • сотрудник сторонних организаций, привлеченных к профилактической работе.

Учащиеся, их родители (или иные законные представители), сотрудники Образовательного учреждения могут являться любой из сторон травли.

  1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ДРУГИХ СОТРУДНИКОВ  
    1. При взаимодействии с учащимися, педагог (воспитатель), а также другие сотрудники организаций не должны:
  • допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его родственников;
  • допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого учащегося;
  • проявлять в отношении любого учащегося дискриминацию по религиозным, национальным, расовым, гендерным, имущественным или иным признакам;
  • применять меры коллективной ответственности группы учащихся за действия, совершенные одним учащимся;
  • призывать учащихся к бойкоту одного или нескольких учащихся, или к иным действиям, подпадающим под понятие травли, изложенное в настоящем Положении;
  • чрезмерно критиковать и комментировать личностные особенности учащихся, их межличностные отношения и чувства в присутствии других учащихся;
  • давать прозвища и клички учащимся;
  • подчеркивать разницу между учащимися в интеллектуальном, социальном или любом другом аспекте;
  • применять меры наказания к учащимся в присутствии других учащихся;
  • пренебрежительно относиться к отдельным учащимся;
  • культивировать тоталитарный стиль жесткого иерархического взаимодействия;
  • игнорировать оскорбления в отношении себя;
  • поддерживать или признавать нормой ситуацию травли;
  • совершать иные действия, оскорбляющие и унижающие участников учебного процесса, признанных таковыми в соответствии с настоящим Положением.
    1. При обнаружении признаков школьной травли между учащимися, сотрудники  обязаны предпринять все, от них зависящее, для пресечения травли, включая, но, не ограничиваясь следующими возможными мерами:

беседа с зачинщиком и участниками травли, беседа с родителями зачинщика и участников травли. А также в обязательном порядке незамедлительно сообщить директору  о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования и решения вопроса о принятии мер, направленных на прекращение травли, а также дисциплинарных мер к зачинщику и участникам травли.

    1. При обнаружении признаков травли, зачинщиком которой является сотрудник школы, другой сотрудник школы обязан незамедлительно сообщить директору о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования, пресечения школьной травли и решения вопроса о принятии дисциплинарных мер к соответствующему сотруднику .
    2. Сотрудник обязан незамедлительно сообщить директору   об обращении к нему участников образовательного процесса, передавших информацию о действиях, подпадающих под понятие школьной травли, изложенных в настоящем Положении.
    3. Сотрудник   обязан сохранять анонимность учащегося, сообщившего о ставших ему известными фактах школьной травли, если просьба сохранить анонимность была озвучена.
  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
    1. Учащийся имеет право на:

- уважение его чести и достоинства каждым;

- образование, направленное на полное развитие человеческой личности;

- защиту от травли, организованную как другими учащимися, так и сотрудниками ;

- обращение к педагогическому работнику и (или) директору   с целью защиты от школьной травли;

-требование от сотрудников школы  принятия незамедлительных мер по пресечению школьной травли, на кого бы она ни была направлена;

- сохранение анонимности его обращения к сотруднику  по поводу школьной травли, если такое условие было им озвучено;

- защиту от неблагоприятных последствий, связанных с его обращением к любому сотруднику   по поводу школьной травли.

    1. При взаимодействии с другими участниками учебного процесса учащийся не должен:

- допускать оскорбительные высказывания в отношении участников учебного процесса (учащихся, сотрудников, законных представителей (родителей) учащихся);

- совершать в отношении других участников учебного процесса действия оскорбительного характера, в том числе плевать, толкать, демонстрировать реальное или ложное намерение совершить насилие (например, замахиваться без намерения ударить), бросаться предметами и прочее;

- применять физическое насилие;

- инициировать обращение к участнику учебного процесса с использованием прозвищ, носящих оскорбительный (негативный) характер;

- повреждать и уничтожать чужое имущество;

- организовывать коллективное игнорирование (бойкотирование) одного или нескольких участников учебного процесса;

- присоединяться к травле, организованной другим учащимся или сотрудником  ;

- формировать группы, единственной целью которых является организация травли в отношении другого участника учебного процесса;

- призывать других учащихся к действиям, подпадающим под понятие школьной травли, изложенное в настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников  ;

- совершать иные действия, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в настоящем Положении, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников .

    1. Учащийся вправе сообщить о случаях школьной травли любому сотруднику, независимо от того, является данный учащийся жертвой, свидетелем или участником травли. Сотрудник образовательного учреждения на основании полученного обращения учащегося обязан принять меры в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения.
  1. ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА И АДМИНИСТРАЦИИ  
    1. Директор , принявшей настоящее Положение:
  • принимает меры к профилактике и выявлению школьной травли;
  • информирует участников учебного процесса о признаках школьной травли, ее опасности, методах выявления и пресечения;
  • организует, в том числе с привлечением профильных некоммерческих организаций, лекции, семинары, практические занятия, способствующие борьбе со школьной травлей;
  • взаимодействует с государственными органами, другими образовательными учреждениями, законными представителями учащихся с целью обобщения практики борьбы со школьной травлей.
    1. Администрация обязана регистрировать любые обращения о фактах школьной травли, реагировать на них и принимать все меры по профилактике, выявлению и пресечению школьной травли, включая, но, не ограничиваясь следующими:

- замена классного руководителя;

- организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями учащихся;

- организация встреч с участниками образовательного процесса по профилактике школьной травли;

- образование согласительных комиссий;

- обращение к медиаторам;

- создание профильной внутришкольной организации учащихся, деятельность которой направлена на предотвращение травли, урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса, имеющими признаки травли;

- привлечение профильных некоммерческих организаций;

- применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер ответственности, предусмотренных законом.

  1. На территории МБОУ Рыновской ООШ законным представителям учащегося запрещается:

- общаться с учащимися, законными представителями которых они не являются, без присутствия педагогов или законных представителей таких учащихся;

  • допускать оскорбительные высказывания, а равно совершать иные действия в отношении участников учебного процесса, подпадающие под понятие школьной травли, изложенные в настоящем Положении.
  1. Законные представители учащихся имеют право обращаться к сотрудникам и администрации   по поводу ставших им известными фактов школьной травли, требовать принятия соответствующих мер и участвовать в рассмотрении их обращений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ.

Киноклуб. Фильм Р.А. Быкова «Чучело».

«Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

  • «золотое» правило нравственности.

Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Задачи:

  1. развитие нравственных качеств, как терпимость к людям, доброта, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду зла и насилия;
  2. воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
  3. способствование осознанию собственного отношения к моббингу и поведения в подобной ситуации;
  4. формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.
  1. Вступительное слово.

Сегодня состоится заседание киноклуба по фильму Ролана Быкова (снятого по одноименной повести В.К. Железникова) «Чучело». Владимир Железников - известный детский писатель. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях «Разноцветные истории», «Хорошим людям - доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации.

Интересные факты о фильме.

В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина

Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка. На роль Лены Ролан Быков

отсмотрел около семнадцати тысяч девочек со всего Советского Союза.На

13

пятый день съемок фильма в Твери (тогда город Калинин) Кристина Орбакайте сломала руку, упав на лестнице. Оставшуюся часть съемочного процесса девочка играла со сломанной рукой.Но на протяжении всего фильма мы этого даже не замечаем.

  1. Погружение в проблему.

Фильм Ролана Быкова "Чучело" вышел в прокат в 1983 году - но в отношениях подростков с того времени, по большому счету, мало что изменилось.Именно в этом возрасте мы можем столкнуться с болью, жестокостью, равнодушием.И сегодня мы будем говорить о героях этого фильма, об их поступках, о последствиях этих поступков.

  1. Просмотр фильма (можно заранее, дома).
  2. Беседа по фильму.
  1. Какие чувства вызвал у вас фильм «Чучело»?
  2. О чем этот фильм? Какие темы затрагиваются?

На доске фиксируются ответы детей.

«Я и другие»

«Дружеские отношения.

«Предательство.Трусость»

«Справедливость».

«Жестокость»

«Взросление. Ответственность»

«Прощение»

«Выбор»

  1. Работа в группах.

Ребята делятся на группы. Каждая группа выбирает тему (из написанных на доске) и получает от ведущего кейс с вопросами.

Время на работу -30 минут. Представить результаты можно в любой форме: презентация, устный отчет «Рассуждение на тему...», коллаж, рисунок...

Пример кейсов.

Тема «Я и другие».

В фильме, в группе детей, существует жесткое разграничение - или член группы, или предатель.

Вопросы для обсуждения:

  • Что значит быть членом группы?
  • Какие правила существуют в этом классе?
  • Когда Лена пришла первый раз в этот класс, как ее встретили большинство учеников? Почему она смеялась вместе с ними?
  • Почему класс подчинялся идеям и приказам Кнопки?
  • Кто в фильме принадлежит группе, кто нет? Как вы это поняли?
  • Возможно ли, быть в группе и сохранить свои ценности? Кому это удалось?
  • Какие ценности, правила существуют в вашем классе? Что бы вы еще хотели добавить к ним?

Комментарий.Класс ведет себя единодушно, подчиняясь идеям и приказам Кнопки, кроме Васильева, который не считает такие средства приемлемыми. Страх стать изгоем движет детьми, когда каждый подкладывает дрова в костер, сжигая чучело, изображающее Лену. Принадлежность к группе дает им возможность не принимать решения самим и снимает с них ответственность за поступки.

Тема «Предательство-справедливость»

В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости, которое заключается для них в том, что виновный должен быть наказан. «Предателям нет прощения», - говорит Железная Кнопка (Миронова).

  • Что такое справедливость?
  • Были ли герои справедливы, отстаивая свою справедливость?
  • Кто такой предатель?

-Почему Лену ребята считали предателем? Как бы вы поступили на ее месте?

-А был ли предатель на самом деле?

  • Почему люди идут на предательство?
  • Надо прощать предательство? Как поступить, если тебя предали?

Тема «Жестокость - милосердие».

Лена сказала ребятам: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».

  • Почему Ленка в глазах ребят - «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»?
  • В чем проявлялась жестокость ребят на протяжении всего фильма, когда девочка только пришла в класс и потом?
  • Что чувствовала Лена, когда ребята с ней так поступали?
  • Кто помог Лене выстоять, кто был всегда рядом с ней?Как бы вы поддержали Лену?
  • В чём вы видите причину этой жестокости и при каких условиях её можно было бы не допустить?
  • Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? Напишите несколько советов.

-Почему дедушка Лены самую дорогую картину (портрет его бабушки) оставляет школе, детям, которые травили его внучку?

  • Что значит быть милосердным? В каких ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия? Приведите примеры из собственного опыта, где вы или ваши близкие, друзья проявляли милосердие.

Комментарий. Насмешки, оскорбления, преследование, бойкот, травля (буллинг), избиение - жестокие средства наказания детьми своей одноклассницы. Не менее жестоки взрослые. Никто не вмешался, хотя все видели происходящее (тетя Клава, учительница, экскурсионная группа).

В животном мире моббинг - это когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов.

В жизни коллектива учащихся, моббинг - «это коллективный психологический террор, систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)

Буллинг (травля)-агрессивное преследование одного из членов коллектива.

Советы. Как не позволять себя обижать? (пример)

  • Не бойся агрессора, держись уверенно.
  • Постарайся сохранять спокойствие, говори четко и твердо.
  • Не груби в ответ и не дерись.
  • Твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение.
  • Обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.
  • И самое главное - никогда не оставайтесь один на один с проблемой.
  1. Представление группами результатов работы.

Время выступления - 3 минуты. Дополнительные вопросы и дополнения

  • 2 минуты.
  1. Заключение.

Что дал этот фильм лично вам? Чему учит фильм «Чучело»?Попробуйте назвать эти драгоценные качества.Напишите их на листочках и прикрепите к нашему дереву Добра (на доске силуэт дерева).

Завершить киноклуб словами В.А.Сухомлинского: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».

 

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала. Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять...

Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде, Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом.

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Информационная памятка учителю «Как предотвратить и преодолеть школьный буллинг»

Информационная памятка может использоваться для лекций, составления информационных буклетов, бесед и других форм работы с педагогическим коллективом.

Буллинг - длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Это разрушительное поведение «сильных», направленное на «слабых» с целью получения «удовольствия» от наносимого «слабым» материального и морального ущерба.

Буллинг включает эмоциональное (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, публичное унижение, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой) и физическое насилие (избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей), которые вызывают травматические переживания у жертвы. Жертвой обычно становится тот, кто чем-то отличается от других.

Способы предотвращения:

  • относитесь к своим ученикам с уважением, доброжелательно, как равным. Если в вашем отношении к детям преобладает психическое насилие (необоснованные требования и запреты, оскорбления, подавление свободы, жесткое регламентирование поведения), это провоцирует жестокость и враждебность со стороны самих учащихся.
  • исключите навешивание ярлыков на детей и предвзятое отношение. Не унижайте ученика, который не успевает в учебе или уязвим в других отношениях. Избегайте негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика, устрашающих и угрожающих жестов или выражений;
  • пресекайте любые насмешки над неудачами одноклассников и пренебрежительные замечания в их адрес. Обговорите с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, то в этом нет ничего смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Разбор ошибок делайте либо, не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально. Избегайте высмеивания и сравнивания детей на уроках. Оценки за контрольные работы можно не объявлять публично, а выставлять в дневники;
  • не противопоставляйте ребенка коллективу, например, не наказывайте весь класс за проступок одного ученика. Избегайте обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты улаживайте наедине с участниками. Воздержитесь от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве.
  • обращайте внимание на всякие «мелкие» происшествия в классе, например, ситуации, когда более активный и агрессивно настроенный ребенок обижает своего тихого соседа, не дает ему житья. Ни в коем случае не пренебрегайте детскими жалобами - вы можете не реагировать на них немедленно, но принимайте во внимание всегда;
  • поддержите новенького, пришедшего в класс, помогите ему наладить отношения с одноклассниками: представьте его ребятам, расскажите ему о классе;
  • объединяйте класс с помощью совместных мероприятий, поездок, походов, постановки спектаклей, выпуска стенгазет и т.д.;
  • дайте возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.

Способы преодоления:

  • дайте отвергаемому ребенку возможность показать себя в

выгодном свете, продемонстрировать свою полезность для коллектива (один

20

прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий много знает о космосе, четвертый интересно рассказывает истории и т.д.). Помогите ему проявить свои способности;

  • не усиливайте изоляцию отвергаемого ребенка, сажая его отдельно от всех. Посадите такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Попросите последнего оказать помощь и поддержку новому соседу;
  • по возможности избегайте ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам. В проблемных классах заранее распределяйте учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми. Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных;
  • поговорите с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратите их внимание на чувства жертвы - обиду, унижение, страх, отчаяние.... Подчеркните положительные качества изгоя. Попросите их письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь К?».
  • в беседах со школьниками твердо выскажите свою негативную позицию по отношению к травле. Докажите, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Обращайтесь к их чувствам, давайте моральную оценку действий агрессоров - это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Обсудите с учащимися, почему в вашем образовательном учреждении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить. Ознакомьте школьников с фильмами и книгами, которые содержат информацию на тему буллинга. Предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику»;
  • предайте акты насилия гласности - проинформируйте учителей и

учеников о подробностях случившегося, сопутствующих обстоятельствах,

21

именах участников. Это поможет детям понять, где проходит граница дозволенного, и ограничить неприемлемое поведение.

  • помогите ребенку, ставшему жертвой, решить свои проблемы, например, преодолеть неуверенность в себе. Скажите ему: «Я тебе верю. Мне жаль, что с тобой это случилось. Это не твоя вина. Хорошо, что ты мне

об        этом сказал. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах: «Я заметила, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Совместно смоделируйте ситуацию, в которой он находился, и обсудите возможные пути выхода из нее. С его родителями говорите о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию;

  • проведите работу по профилактике долговременных последствий акта насилия. Поговорите отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой и предложите письменно описать все случившееся. Поговорите отдельно с каждым членом группы агрессоров и получите от них письменное изложение инцидента. Объясните каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и укажите меру ответственности за содеянное. Потребуйте от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими. Если обидчик заявил, что это была шутка, обратите внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не принято в правовом обществе, так как:

НАСТУПАЕТ ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО НЕКОТОРЫМ ПУНКТАМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА (с 14 лет)

УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психическое расстройство сюда также относится!)

УК РФ Статья 112. Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести

УК РФ Статья 158. Кража

УК РФ Статья 161. Грабеж

УК РФ Статья 162. Разбои

УК РФ Статья 163. Вымогательство

УК РФ Статья 167 часть 2. Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах

УК РФ Статья 213 часть 2. Хулиганство при отягчающих обстоятельствах

УК РФ Статья 214. Вандализм

С 16 ЛЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТУПАЕТ В ПОЛНОЙ' МЕРЕ.

УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства.

Доведение лица до самоубииства или до покушения на самоубииства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

УК РФ Статья 282. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

УК РФ Статья 116. Побои. Побои или иные насильственные деиствия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствии, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждении, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какои-либо социальной группы.

УК РФ Статья 110.1. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства.

УК РФ Статья 128.1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведении, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

КоАП РФ Статья 20.1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

УК РФ Статья 117. Истязание. Причинение физических или психических страдании”.

Семинар- практикум с элементами тренинга «Буллинг - как определить. Алгоритм действий»

Семинар-практикум с элементами тренинга планируется как первичный для классных руководителей 6-9 классов образовательных организаций.

Количество участников- не более 15 человек, время проведения 1час 40 минут. В конспекте семинара красным цветом выделены комментарии к упражнениям (К.), которые являются пояснением для специалиста, проводящего подобный семинар впервые.

Цель семинара:

Профилактика буллинга в среде детей и подростков в образовательных организациях. Задачи семинара:

  1. Ознакомление педагогов образовательных организацийс теоретическими основами такого явления, как буллинг.
  2. Разработка алгоритма действий классного руководителя в ситуации определения буллинга.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мягкая игрушка.

Ход семинара:

Вводное слово:

сегодняшний семинар практикум посвящен актуальной теме буллинга. Что это, как его определить и что дальше делать Вам, как педагогам, мы попробуем понять на сегодняшнем семинаре-практикуме. Наш семинар будет длиться 1 час 40 минут.

Упражнение «Ассоциации» (в кругу) - ассоциации со словомбуллинг- первое, что приходит в голову, когда слышите это слово. ( игрушка передается по часовой либо против часовой стрелки. ).

К.Некоторые педагоги могут ответить- «просто иностранное слово», либо «затрудняюсь ответить». В этом случае не нужно пояснять, что это такое.

Начнем с небольшой теории. Презентация (приложение 1).

После просмотра презентации - вопросы по кругу:

  • Сталкивались ли вы когда-нибудь с буллингом, в тот период, когда были ребенком?
  • Что вы помните о том времени?
  • Какие чувства и эмоции ситуация вызывала у вас тогда?

К.Предположительно большинство педагогов ответят «нет», но 2-3 человека обязательно вспомнят подобные ситуации, в которых сами были либо жертвой, либо наблюдателем. Если группа недостаточно идет на контакт, можно начать с себя (своя история может быть придумана).

Основное упражнение. Участники делятся на мини-группы. В каждой группе по 3 человека. Один из участников группы-жертва, другой-преследователь, третий- наблюдатель. Кто и кем будет - участники выбирают сами (предлагаются перевернутые листочки с определенными ролями, педагоги вытягивают, не зная какая роль достанется.) Группе необходимо придумать и разыграть ситуацию буллинга по тем ролям, которые им достались. Задача участников - обсудить ситуацию в мини-группе (5-7 минут), а затем каждая мини-группа представляет ее всем от лица каждого участника, определяют и вид буллинга. Каждый участник, кроме объяснения своей роли в ситуации, говорит, какие чувства он испытывает.

К. Это упражнение является основным в семинаре. В случае, если участникам сложно описать свою роль, необходимо помочь с помощью вопросов. Например: вы в этой ситуации жертва, вам нравится быть жертвой? Почему? Вы в этой ситуации преследователь. Вас устраивает, что вы травите жертву? Почему? Вы в этой ситуации наблюдатель. Вам комфортно от того, что вы видите? Вы хотите что- то изменить? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?

Не во всех ситуациях прописан «наблюдатель», но он несомненно есть, в этом случае участник сам определяет, какой он из наблюдателей, на этом необходимо сделать акцент при раздаче ситуаций.

Цель упражнения - помочь педагогам понять (почувствовать) причины поведения жертвы, наблюдателя, преследователя.

Разминка «Гражданская оборона».

Способствует повышению групповой динамики.

Участники прогуливаются по помещению. Ведущий выкрикивает фразу:

«Внимание! На нас напали (пираты, икота, угрызения совести и т.п.). После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину (маленьких ростом, женщин, блондинов и т.д.) и сказать хором: «Дадим отпор...(пиратам, икоте, угрызениям совести и т.п.). Группа опять разбредается по помещению и игра продолжается. (Из книги А.Чурикова В.Снегирева «Копилки для тренера» СПб. 2006 г.)

К.Можно предложить педагогам это упражнение для использования в работе с классом, как направленное на сплочение коллектива.

После разминки - работа в круге:

  • Как вы считаете, какие сложившиеся ситуации в вашем классе могут привлечь ваше внимание?
  • По каким симптомам вы можете предположить, что в классе имеет место буллинг.

К.В обсуждении желательно выйти на то, что педагог (классный руководитель) в первую очередь может определить проблему в классе методом наблюдения. В итоге обсуждения - резюмировать этот момент. Возможно, предложить на обсуждение варианты фиксирования наблюдений и временные рамки (2 либо 4раза в год и т.д.)

Работа в группах. Участники делятся на две группы.

Первая группа предлагает варианты действий педагога после того, как определилось, что в классе существует буллинг.

Вторая группа предлагает варианты действий, которые ни в коем случае не должен осуществлять педагог после того, как определилось, что в классе существует буллинг. Варианты двух групп записываются на доске (ватмане) и обсуждаются со всеми участниками.

Ведущий подводит итог семинара.

Рефлексия.

  • Считаете ли вы информацию, которая представлена на семинаре нужной для себя?
  • Пригодится ли Вам эта информация в дальнейшей работе?
  • Прокомментируйте саму организацию и проведение семинара (по желанию).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ Информационная памятка родителю «Как распознать буллинг и что делать дальше ?»

Информационная памятка может использоваться для лекций, составления информационных буклетов, бесед, родительских собраний и других форм работы с родителями.

Буллинг (Ъи11ут§, от анг. Ъи11у - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Д. Лейн и

Э.  Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого физического и (или) психического отношения, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Аутсайдер (жертва буллинга):

  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт;
  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на

родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

  • выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор (булли):

  • вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается);
  • типичным агрессором, как правило, является ребёнок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
  • ребёнок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
  • группируется со старшими подростками;
  • имеет садистские наклонности;
  • стремительно переходит от спокойствия к злобе;
  • в игре навязывает друзьям свои правила;
  • злопамятен, вместо того, чтобы забывать мелкие обиды;
  • игнорирует указания и легко раздражается;
  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамой.

«Три опасных заблуждения о буллинге»

По данным статистики психологов, как отечественных, так и зарубежных, буллинг - достаточно распространенное явление в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.

Заблуждение 1. При травле нужно обеим сторонам сесть и разобраться, в чем причина.

Разбирательства и медиация хороши в случае конфликта. Конфликт существует там, где между сторонами наблюдаются разногласия и есть предмет борьбы. Участники конфликта могут влиять на его ход в зависимости от своих интересов.

В случае конфликта могут быть отрицательные эмоции, проявления насилия, трудности коммуникации. Медиатор конфликта поможет услышать друг друга без искажений и найти решение.

Буллинг - это преследование одного человека другим. Не нужно сводить агрессора и его жертву для разбирательств и примирения. Буллинг - это не проблема взаимоотношений двух людей. Это болезнь коллектива. Травля может быть только остановлена. Очень важно назвать явление: «Это травля, так делать нельзя!»

Заблуждение 2. Жертва сама в чём-то виновата и должна измениться, чтобы ее не травили.

Распространённый комментарий к постам о буллинге: раз тебя травят - с тобой что-то не так. Обвинение жертвы и поиск причины травли - это непонимание явления либо психологическая самозащита. Запрещено обвинять жертву и искать причину в ней. Травить могут любого. Что -то не так с булли, но не с жертвой!

Заблуждение 3. Буллинг неизбежен и даже полезен.

К сожалению, многие из нас в детстве столкнулись с буллингом. Мы справились и пережили травлю самостоятельно. Многие считают буллинг обычным явлением.

Травля - это насилие. Насилие - это не норма. В обстановке насилия, ребёнок может рано стать взрослым с точки зрения функций, но эмоционально повзрослеть не может. Это иллюзия, что буллинг ведёт к зрелости. Насилие может привести лишь к застреванию в развитии.

Дети взрослеют в безопасности. Когда ребёнок чувствует надежную защиту, он дерзает, мечтает, играет, учится, напитывается любовью, принятием - и отделяется от взрослого. Становится самостоятельным и зрелым.

Очень важно признавать травлю - недопустимой. До тех пор, пока насилие будет считаться нормой - проблема буллинга не исчезнет.

Шаги родителя по защите ребенка в ситуации буллинга:

  1. Обращаемся к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, директору школы, в комиссию по делам несовершеннолетних, инспектору по делам несовершеннолетних. Регулярно общаемся с представителями школы, разговариваем со своим ребенком, показываем ребенку, что помимо школы есть множество интересных вещеи: кружки, блоги, путешествия, спорт и настоящие друзья. Объясняем, что проблема не в нем. Да, отношения с этими людьми не сложились, но в жизни и не бывает, чтобы тебя любили все. Мир безграничен, если не получается в одном месте
  • получится в другом!
  1. Собираем доказательную базу: скриншоты, оскорбления, ссылки, показания одноклассников и свидетелем, заключения о поломках вещеи, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в гугле и т.д.

Анализируем аккаунты зачинщиков травли в социальных сетях - в каких группах состоят, что постят, как разговаривают. Это поможет при составлении характеристики обидчиков.

 

РЕСУРСНЫЙ КАТАЛОГ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА

ОРГАНИЗАЦИЯ

КОНТАКТЫ

НАПРАВЛЕНИЕ

СОТРУДНИЧЕСТВА

1

АОУ ДПО УР «Институт развития образования», Консультационный центр «РКО детей»

8-912-906-35-73

Консультирование родителей по вопросам обучения, развития и воспитания детей

2

БУ УР Республиканский методический центр социально­психологической помощи молодежи «Психолог плюс»

8 (3412) 68 - 08 - 96

Консультирование детей и взрослых;

Методическая поддержка специалистов сопровождения; Проведение тренингов; Организация социально- профилактичеких акций

3

АНО «Театр птица»

8 (3412) 37 - 93 - 88

Спектакль «Больно молчать» о проблеме буллинга

4

Штаб профилактики «Подросток»

8 (3412) 78 - 10 - 40

Профилактика всех форм отклоняющегося поведения через консультации, лекции, индивидуальные и групповые беседы, акции и т.д.

5

БУСО УР

Республиканский центр психолого-педагогической

8 (3412) 44 - 40 - 88 8 (3412) 44 - 16 - 35

Консультирование детей и взрослых;

Методическая поддержка

 

 

 

помощи населении. «СоДействие»

 

специалистов сопровождения; Проведение тренингов;

6

Совет отцов Удмуртской Республики

8-912-859-26-51

Профилактика деструктивных форм поведения, наставничество детей «группы риска»

7

Инспектора по делам несовершеннолетним

по районам

Профилактические беседы, лекции с детьми, родителями с юридическим уклоном

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на- Дону, «Феникс»,2006.
  2. Н.И.Алёшкин, И.А.Щукина « Мультагрессия» (Классный журнал) 2002, №2.
  3. К.Бютнер «Жить с агрессивными детьми» М., 1991.
  4. Б.С.Волков «Психология подростка», 2001.
  5. Петрановская Л. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов Травли.НЕТ.
  6. Петрановская Л. Методическое пособие для детей Травли.НЕТ.