ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.11.2021 13:41, Стригунова Наталья Ивановна, Директор
Ключ электроннй подписи

 

Ростовская область Тарасовский район п. Изумрудный  ул.Южная д.11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рыновская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 Рассмотрено и рекомендовано

 к утверждению

 методическим объединением

МБОУ Рыновской ООШ 

Протокол №1 от 25.08.2021   

__________________ Миронова Р.И.

подпись руководителя МО                 ФИО руководителя

 

СОГЛАСОВАНО

  заместитель директора

по УВР  26.08.2021

 

    ______________Власова Л.И.

               

 

«Утверждаю»

Приказ  №47 от 27.08.2021 

директор МБОУ Рыновской ООШ

 

 _____________     Стригунова Н.И    Подпись руководителя  

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  кружковой  деятельности

спортивно-оздоровительной направленности

« ВОЛЕЙБОЛ»

Классы: 5-9 классы

 Руководитель кружка: Кириченко Андрей Николаевич

Срок реализации программы, учебный год: 2021/2022 учебный год

Количество часов по учебному плану: Всего  5-9 классы – 34 часа в год ( в неделю 1 час)

Программа разработана на основе  комплексной программы общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов под. Ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2016 г.

Изумрудный 2021

 

Пояснительная записка.

Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

-  учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 -9 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2015);

- с авторской программой   «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2015):

Нормативно-правовой основой формирования учебного плана дополнительного образования является:

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.

ФГОС начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы,» http://pedsovet.su/publ/13-1-0-2861

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, в.А. Тишков. – 3 изд. – М, 2012.)

Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726-р

Письмо Минообрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Фундаментальное ядро содержания образования./Текст/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.

Приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16 июля 2002 года Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. n 1101-р);

«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» 24 марта 2014 года

Устав учреждения.

Федеральная целевая программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

 Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Рыновской ООШ

 Учебного плана и годового  календарного графика МБОУ Рынновской ООШ 2021-2022уч.г.

 

Особенности программы

Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников к игре в волейбол.Сама игра в волейбол, предоставляет уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.
Мои внеурочные секционные занятия являются основной и ведущей формой физического воспитания. Главными требованиями к их проведениям  являются: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, формирование необходимых навыков в волейболе, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся.
Предусматривается проведение систематической контрольной  проверки  уровня физической, специальной и общей подготовленности школьников,  с применением методики тестирования. Тестирование осуществляется в начале учебного года в формеи в конце года для прослеживания  мониторинга физического развития.

Задачи программы

Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания и прохождение общеобразовательной программы:

1) пропаганда активного здорового образа жизни.
2) развитие кондиционных и координационных способностей.
3) дать учащимся знания техники и тактики игры в волейбол.
4) воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для повышения работоспособности и укрепления здоровья;
6) воспитание нравственных и волевых качеств.

 

 

 

Разделы программы

  1. «Основы знаний».

История развития волейбола. Правила игры в волейбол и её история.  Правила судейства. Особенности организма человека. Гигиена. Технические приемы волейбола. Тактические приемы волейболиста. Дневник спортсмена.

  1.  «Общая физическая подготовка (ОФП).

Прыжок в длину с места. Прыжок в высоту с места. Челночный бег 4x9. Бег на 30 м. Наклон вперед из положения стоя. Кросс на 1 000 м.

  1. «Специальная подготовка».
  2.  «Показатели физической подготовленности».

 

Содержание программы:

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения в волейболе.

Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка.

Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Основы техники и тактики игры.

Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

 

Формы и методы занятий:

Формы проведения занятий:

  1. Практические занятия;
  2. Эстафеты;
  3. Подвижные игры;
  4. Спортивные соревнования;
  5. Физкультурные праздники;
  6. Обучающие и двусторонние игры;
  7. Товарищеские встречи.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.

Ведущими методами обучения являются:

Требования к уровню подготовки обучающихся

ЗНАТЬ:

 

УМЕТЬ:

 

 

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе

№ норматива­
п/п

Контрольные нормативы

Пол

Показатели

н

с

в

1

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

12

14

16

Дев.

9

11

14

2

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

10

12

14

Дев.

8

10

12

3

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстоя­ние 5–6 м (кол-во раз)

Юн.

17

20

25

Дев.

12

15

20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попа­даний в площадку

Юн.

5

10

15

Дев.

3

6

10

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юн.

2

3

4

Дев.

1

2

3

6

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток

Юн.

3

4

5

Дев.

3

4

5

7

Нижние передачи над собой

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

8

Верхние передачи над собой

Юн.

15

20

25

Дев.

10

15

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

занятия

Кол-во часов

 

Тема занятия

 

 

План.

 

1

1

1.Техника безопасности на занятиях по спортивным играм.2. Перемещения и стойка волейболиста. З. Передача мяча двумя руками сверху.

02.09

 

2

1

1. ОФП. 2. Перемещения и стойка волейболиста. З. Передача мяча двумя руками сверху. 4.Подвижные игры с элементами волейбола.

 9.09.

 

3

1

1. Развитие быстроты перемещения.2. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола.

16.09

 

4

1

1. ОФП. 2.Передеача мяча сверху двумя руками в средней и низкой стойках и после перемещения. 3.Подвижные игры и эстафеты.

23.09

 

5

1

1. Передача и прием мяча сверху двумя руками после перемещений. 2. Техника приема и передачи мяча снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами волейбола.

 30.09

 

6

1

1.ОФП. 2. Прием и передача мяча двумя руками снизу. 3. Ознакомление с основнымиправилами игры в волейбол.

07.10

 

7

1

1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. СФП. Подвижные игры с элементами волейбола.

14.10

 

8

1

1. Развитие быстроты и прыгучести. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками.З. Введение в начальные игровые ситуации.

21.10

 

9

1

Введение в начальные игровые ситуации.

28.10

 

2

1

1. Ф П. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. З..Подвижные игры с элементами волейбола.

11.11

 

11

1

1. Развитие быстроты и прыгучести 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 3. Нижняя прямая подача.

18.11

 

12

1

1. ФП. 2. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 3. Совершенствование навыков нижней прямой подачи мяча.

25.11

 

13

1

1. Нижняя прямая подача. 2. Развитие специальной ловкости и тренировка управления мячом. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

02.12

 

14

1

1. Нижняя прямая подача мяча. 2.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 3. Введение в начальные игровые ситуации.

9.12

 

15

1

1. Нижняя прямая подача мяча. 2.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 3. Подвижные игры и эстафеты.

16.12

 

16

1

1.Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. 2.Нижняя прямая подача. 3.ОФП.

23.12

 

17

1

1.Передача мяча двумя руками сверху на месте через сетку. 2.Нижняя прямая подача. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

13.01

 

18

1

1.Передача мяча над собой. 2.Передача мяча двумя сверху у стены. 3. Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

20.01

 

19

1

1.Передачи мяча сверху двумя руками, над собой – на месте и после перемещения различными способами. 2. Введение в начальные игровые ситуации. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

27.01

 

20

1

1.Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. 2.Нижняя прямая подача. 3. Игра «Пионербол» с элементами волейбола

03.02

 

21

1

1.Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

10.02

 

22

1

1.Передача мяча двумя руками сверху и снизу через сетку с перемещением. 2. Нижняя прямая подача. 3.Игра «Пионербол» с элементами волейбола.

17.02

 

23

1

1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

24.02

 

24

1

1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

03.03

 

25

1

1. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны соперника. 2.Прием подачи. 3.Введение в начальные игровые ситуации.

10.03

 

26

1

1.Прием и передача мяча. 2.Нижняя прямая подача по указанным зонам. 3.ОФП.

17.03

 

27

1

1.Развитие силовой выносливости. 2.Прием и передача мяча. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам.

07.04

 

28

1

1.Развитие скорости 2.Прием и передача мяча. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам.

14.04

 

29

1

1.Общая и специальная подготовка. 2.Прием подачи. 3.Нижняя прямая подача по указанным зонам.

21.04

 

30

1

1. Обучение защитным действиям. 2. Совершенствование навыков нижней подачи. 3.Учебная игра

28.04

 

31

1

1.Защитные действия. 2. Подводящие упражнения для нападающих действий. 3.Учебная игра.

05.05

 

32

1

1. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. 3. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

12.05

 

33

1

1. Развитие прыгучести. 2.Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча. 3.Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением.

19.05

 

34

1

1. Прямой нападающий удар. 2. Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с падением. 3. Изучение индивидуальных тактических действий в защите.

26.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации при обучении техническим приемам

Последовательность обучения стойкам и перемещениям

1. Выполнение стоек на месте.

2. Перемещения в медленном темпе. Ходьба выпадами, в полуприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках. Пробегание отрезков 15–20 м с ускорением. Чередование ходьбы и бега. Передвижения разными способами в различных направлениях по зрительному и звуковому сигналам. Бег из различных и.п.: лицом или спиной вперед; приставными шагами; с прыжками. Различные эстафеты, включающие бег, прыжки, кувырки, ускорения на отрезках 8–15 м с изменением направления («елочка», челночный бег 9–3–6–3–9 м).

3. Сочетание перемещений в медленном и среднем темпе с последующим принятием стойки.

4. Перемещения в высоком темпе с последующим принятием стойки.

5. Принятие стойки игрока после перемещения по звуковому или зрительному сигналу.

Последовательность обучения передачам мяча сверху

1. Имитация приемов сверху двумя руками стоя на месте без мяча.

2. То же, но с мячом.

3. Передача мяча в парах с набрасыванием мяча партнером.

4. Обоюдная передача мяча в парах с расстояния 3–5 м между партнерами.

5. То же, но с расстояния 5–6 м.

6. Верхняя передача мяча двумя руками после перемещения вперед, затем назад. Обратить внимание на остановку перед выполнением приема.

7. То же, но после перемещения влево и вправо.

8. Передача мяча с изменением траектории полета.

9. Передачи мяча на точность.

10. Передачи мяча в сочетании с усложненными способами.

Последовательность обучения передачам мяча снизу

Соблюдается та же последовательность, что и при обучении приему мяча сверху.

1. Имитация передачи мяча снизу. Работают сначала ноги и туловище, затем руки.

2. Прием мяча снизу после набрасывания партнером, расстояние – 4–5 м.

3. Прием мяча снизу после отскока от пола.

4. Прием мяча снизу после перемещения вправо, влево, вперед, назад. Обратить внимание, чтобы он попадал на предплечья, а не на кисти.

5. Сочетание верхних и нижних передач в парах или у стены.

 

Последовательность обучения подачам

Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач.

1. Выполнение подачи в упрощенных условиях. Имитация изучаемого способа (выполняется на три счета: 1 – замах; 2 – подбрасывание; 3 – удар по мячу).

2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения – научить правильно подбрасывать мяч.

3. Подача мяча в парах поперек площадки.

4. Подача мяча партнеру на точность (расстояние – 5–6 м от сетки).

5. Подача мяча из-за лицевой линии.

6. Подача мяча в левую и правую стороны площадки.

7. Подача мяча на точность в заданную часть площадки.

Последовательность обучения нападающим ударам

В начале занятий целесообразно использовать расчлененный метод обучения: первое ударное движение по мячу на месте, затем – в прыжке и только потом – в прыжке после разбега.

1. Нападающий удар с собственного набрасывания в опорном положении у стены в парах.

2. При разбеге следует обратить внимание на выполнение последнего, третьего, шага, который должен быть самым длинным и заканчиваться «стопорящим» движением стоп (ступни параллельны).

3. Имитация нападающего удара с 3 шагов разбега.

4. Нападающий удар с разбега, но мяч фиксируется партнером, стоящим на возвышении (тумбочке, стуле и т.п.).

5. Нападающий удар с собственного набрасывания мяча; с набрасывания мяча партнером.

6. Нападающий удар после встречной передачи, а затем с передачи вдоль сетки.

7. Прямой нападающий удар с передачи из зоны 3; траектория полета средняя (расстояние – до 0,5 м от сетки).

8. Нападающий удар со всех зон нападения после различных по высоте и направлению передач.

9. То же, но с переводом туловищем влево, вправо; при приземлении стопы разворачиваются в сторону движения мяча.

10. То же, но перевод выполняется разворотом кисти влево или вправо.

Список используемой литературы:

  1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 61с.
  4. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
  6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.
  7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г. Раздел 3. Х-Х1 классы. Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы). Волейбол (юноши и девушки). Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).