ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.11.2021 13:53, Стригунова Наталья Ивановна, Директор
Ключ электроннй подписи

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рыновская основная общеобразовательная школа

 

                                                   

Рассмотрено и рекомендовано  к утверждению

методическим объединением

учителей  начальных классов

Протокол № 1от 25.08.2021  

_______________Пивоварова Е.Н.

подпись руководителя МО                 ФИО руководителя

 

 

   СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_26.08.2021г

___________ Власова Л.И.

подпись

«Утверждаю»

Директор МБОУ Рыновской ООШ

Приказ от 27.08.2021 47

 ____________Стригунова Н.И  

 Подпись руководителя  

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по  внеурочной  деятельности

                           «Человек. Природа. Поиск»

                                                      Класс             3/4

 

Учитель    ПИВОВАРОВА  Е. Н.

 

2021-2022г

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности «Человек. Природа. Поиск

 

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана с учётом вопросов и заданий УМК «Школа России», которые помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки. Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, значимости усилий каждого для благополучия и процветания Родины.

Программа является дополнением к УМК, так как использование метода проектов и исследовательской работы в рамках существующей классноурочной системы связано с трудностями организационного характера и временными ограничениями, в то время как включение метода проектов и исследований в организацию воспитательной работы даёт много преимуществ и положительных результатов. С чем связан повышенный интерес педагогической общественности к использованию технологии проектирования в области воспитания? В чём заключается целесообразность метода проектов, его практическая польза? В том, что современная система образования переходит от так называемого знаниевого подхода к компетентностному. Сколько бы не узнавал нового современный педагог воспитатель, ему необходимо научиться решать имеющиеся проблемы на практике. То же самое можно сказать и об учащихся. Поэтому метод проектирования и методически последовательное овладение им должны иметь место как во внеурочной работе педагога, так и в реализации самостоятельных социально значимых инициатив учащихся.

Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа. Акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях.

Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования.

Окружающий мир в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья, поселок, Родина, памятники истории культуры, люди их создавшие, народные традиции – влияют на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы ценностей. Грамотно направленный учебно-воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики дают системные знания, формируют избирательное ценностное отношение к предметному миру, явлениям, людям, развивают познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.

Вместе с тем изучение программы  предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах – с 1-го по 4-й включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся. В частности, в 3 и 4 классах основной формой организации образовательного процесса должно стать выполнение учащимися проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике.

В условиях перехода на ФГОС во внеурочной деятельности в младших классах на проектное направление отводится 1 час, поэтому программа предполагает проведение занятий один раз в неделю за счет часов внеурочной деятельности

   

базисного учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования.

Полученные знания могут быть использованы на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умений анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, мультимедийных презентаций; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения к ней.

Цель программы – формирование целостного представления об окружающем мире на основе информационной грамотности в области знаний культурно-исторического и экологического характера, обоснованных на краеведческом материале.

Главные задачи:

Формирование знаний:

– познакомить с историческими и культурными традициями малой родины;

– создать представление о главных вехах в истории поселка;

– познакомить с наиболее известными героями трудовой и военной славы;

– расширить знания о народной культуре тех, кто живет рядом с нами;

– раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.

Формирование нравственно-эстетических норм:

– воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

– воспитание восприятия красоты сохранившихся памятников;

– развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

– соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе).

Формирование учебных умений:

– развитие наблюдательности, самостоятельности и инициативности;

– умение работать с краеведческими источниками;

– овладение навыками социальных опросов.

Формирование воспитанности:

– содействие гармоничному развитию личности школьника;

– совершенствование духовных и физических потребностей;

– воспитание таких личностных качеств, как доброта, честность, взаимопомощь;

– воспитание культуры труда и этики общения;

– формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

– воспитание патриотизма, любви к родному краю;

– создание условий для социальной адаптации.

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания программы «Человек. Природа . Поиск»

– умение организовывать собственную жизнедеятельность для достижения состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);

– умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

– умение доносить информацию по выбранной тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Особенностью программы является следующее:

– реализация педагогической идеи самостоятельно добывать и систематизировать знания;

– развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники, памятные даты, традиции и обычаи жителей края;

– непрерывность дополнительного образования;

     

– развитие индивидуальности ребенка в системе воспитательного процесса через поддержку учебных дисциплин;

– развитие социокультурной способности, творческой ассоциации и одаренности детей.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Новизна программы заключается:

– в объединении краеведческого, культурно-исторического, литературнохудожественного подхода к изучению природы, истории и культуры нашего края;

– развитии духовной нравственности воспитанников, их личностных качеств, гражданской позиции на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума через организацию занятий, содержание которых объединяет области знаний различных направлений: «Мир вокруг», «Я живу на священной земле», «Природа и мы», «Моя семья», «Я – исследователь».

В первом классе за основу берутся две области познания – «Мир вокруг», «Природа и мы», во втором классе объем материала расширяется за счет введения блока «Моя семья», в третьем – «Я живу на священной земле», в четвёртом классе блок «Я – исследователь» является логическим завершением программы.

Содержание программы

34 классы.

 

     

Мир вокруг (4 часа.

Моя страна – Россия. Россия на карте мира. Символы государства.

Разработка герба своего города, поселка. Чтение стихов и песен о России.

Выпуск альбома «Моя страна».

Природа и мы (8 часов).

Растения и животные нашего края. Наблюдения в природе. Просмотр фильма «А жили ли у нас динозавры?». Выступление агитбригады «Мы в ответе за жизнь на планете». Проведение экологического праздника «День Земли».

Я – исследователь (12 часов).

Солнце – источник света и тепла. Смена дня и ночи.

Экспериментирование с макетом солнца – со светом и тенью от настольной лампы. Проращивание лука на свету и в темноте. Воздух вокруг нас. Роль ветра в природе и в жизни человека. Конструирование флюгеров и наблюдения за ними. Вода. Опыты с водой: подкрашивание, придание вкуса, замораживание, испарение, фильтрация. Виртуальная экскурсия в планетарий. Работа над семейным альбомом «Растим исследователя».

Проведение фестиваля исследовательских проектов.

Я живу на священной земле (9 часов).

Памятные места, поселка. Герои нашего края. Встреча с ветеранами. Посещение музея.

Просмотр фильма. Работа над семейным проектом «Защитники земли Русской».

. Организация акции «Мы – тимуровцы». Изготовление подарков ветеранам, разучивание стихов и песен военных лет. Проведение праздника «Русь державная, православная!».

 

Описание ценностных ориентиров содержания программы.

Личностные ценности.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайших ценностей, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Предполагаемые результаты.

Личностные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

     

ощущение чувства гордости за свой народ, свою Родину, сопереживание им в радостях и бедах, проявление этих чувств;

осуществление добрых дел, полезных другим людям, своей стране, в том числе отказ ради них от каких-то своих желаний;

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками, педагогами на принципах равноправного сотрудничества;

проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;

проявление дисциплинированности и упорства в достижении своей цели;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в ходе решения проектных задач;

осознание себя ценной частью многоликого изменяющегося мира и понимание, что связывает тебя с природой;

понимание важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.

Метапредметные результаты изучения программы «Мир на ладошке»:

определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств её осуществления;

решение проблем творческого и поискового характера, выполнение проекта совместно с учителем;

использование, наряду с основными, дополнительных средств (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;

анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;

обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям.

3-й класс.

Выделение главной проблемы из нескольких, формулирование проблемы с определенной позиции; нахождение компромисса с членами группы;

умение управлять голосом; формирование задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа деятельности; структурирование информации, выделение главного, самостоятельный поиск информации; анализ результата, изготовление предметов наглядности для презентации.

4-й класс.

Ранжирование цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личностной, групповой).

Распределение общей групповой цели между членами группы; постановка задачи по поиску информации по каждому этапу в зависимости от предполагаемого результата. Умение выражать свою точку зрения;

анализировать результат по оптимальности затрат. Рефлексия; подготовка письменного отчета о проделанной работе.

Методы работы:

– словесные методы: рассказ, беседа, сообщения; способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

– наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций; дают возможность для более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

– практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы; позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.

     

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятий, как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Это позволит детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса (по возможности) переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждение, предприятие и т. д.).

Проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо-туристические технологии, проектные технологии.

Формы контроля промежуточных результатов:

– творческие задания;

– викторины;

– конкурсы;

– выставки творческих работ;

– тесты.

Материально-техническая база:

Экологический кабинет, разделенный на функциональные зоны:

– зона для занятий, оборудованная мебелью (парты со стульями), соответствующей детским размерам для индивидуальной и совместной работы;

– зона выставок, оборудованная стеллажами для демонстрации детских работ;

– библиотечная зона;

– лабораторная зона, изолированная от остальных и безопасная для здоровья детей;

– зимний сад, расположенный на подоконнике или стеллажах с хорошим искусственным освещением.

Живой уголок.

Мини-огород.

Учебно-практическое оборудование, материалы:

– географический атлас для детей «Мир и человек»;

– глобус;

– стаканчики;

– воронки;

– тарелочки;

– микроскоп;

– барометр;

– термометр;

– песочные часы;

– фильтровальная бумага;

– ёмкости с почвой, песком, глиной;

– кашпо или ящички для посадочного материала;

– плакаты по эскизам, предложенным к программе С. Н. Николаевой:

«Юный эколог», «Кому нужна вода», «Как дерево дышит, питается и растёт», «Лес – многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу», «Цепи питания», «Зачем люди ходят в лес»;

– простые карандаши;

– фломастеры;

– альбомы-раскраски;

– аудио- и видеозаписи;

– тексты художественных произведений.

Дидактический материал:

– индивидуальные карточки;

– разноуровневые задания;

– лото;

– кроссворды;

– пазлы;

– домино;

– дидактические игры: «Вода в природных явлениях», «Найди, что неверно», «Где человек использует воду», «Кто и где живет?»;

– комплекты открыток о природе, репродукций известных русских художников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


¾  классы

 

 

№ п/п

 

 

 

Тема

 

Дата

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

Мир вокруг(4ч.)

Моя страна – Россия. Россия на карте мира.

 

Символы государства. Разработка герба своего города, поселка.

02.09

 

 

 

 

 

09.09

3

Чтение стихов и песен о России.

 

16.09

4

Выпуск альбома «Моя страна.

23.09

5

Природа и мы (8 часов).

Наблюдения в природе. Растения нашего края.

30.09

6

Наблюдения в природе. Животные нашего края.

7.10

7

Экскурсия в природу

14.10

8

Наблюдения в природе. Просмотр фильма «А жили ли у нас динозавры?».

21.10

9

2ч. 7ч

Подготовка к выступлению по теме«Мы в ответе за жизнь на планете».

 

28.10

10

Выступление агитбригады «Мы в ответе за жизнь на планете».

11.11

11

Подготовка к празднику  «День Земли».

 

18.11

12

Проведение экологического праздника «День Земли».

 

25.11

13

Солнце – источник света и тепла.

2.12

14

Смена дня и ночи.

9.12

15

Проращивание лука на свету и в темноте.

16.12

16

 

3ч.10ч

. Воздух вокруг нас

23.12

17

Роль ветра в природе и в жизни человека

13.01

18

Конструирование флюгеров и наблюдения за ними

20.01

19

Вода. Опыты с водой: подкрашивание, придание вкуса, замораживание, испарение, фильтрация.

27.01

20

Вода. Опыты с водой: подкрашивание, придание вкуса, замораживание, испарение, фильтрация.

3.02

21

Экспериментирование с макетом солнца – со светом и тенью от настольной лампы.

10.02

22

Виртуальная экскурсия в планетарий

17.02

23

Работа над семейным альбомом «Растим исследователя».

24.02

24

Проведение фестиваля исследовательских проектов

3.03

25

 

 

 

 

26

4ч.7ч

Я живу на священной земле (9 часов).

Памятные места, поселка.

Герои нашего края. Встреча с ветеранами...

10.03

 

 

 

 

17.03

27

Посещение музея.

7.04

28

Просмотр фильма.

14.04

29

Работа над семейным проектом «Защитники земли Русской».

21.04

30

Работа над семейным проектом «Защитники земли Русской».

28.04

31

Организация акции «Мы – тимуровцы».

5.05

32

Изготовление подарков ветеранам, разучивание стихов и песен военных лет

12.05

33ч

Изготовление подарков ветеранам, разучивание стихов и песен военных лет

19.05

 

 

 

Итого 33ч.