ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.11.2021 13:55, Стригунова Наталья Ивановна, Директор
Ключ электроннй подписи

 

 

                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                                Рыновская основная общеобразовательная школа

 

                                                   

Рассмотрено и рекомендовано  к утверждению

методическим объединением

учителей  начальных классов

Протокол № 1от 25.08.2021  

_______________Пивоварова Е.Н.

подпись руководителя МО                 ФИО руководителя

 

 

   СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_26.08.2021г

___________ Власова Л.И.

подпись

«Утверждаю»

Директор МБОУ Рыновской ООШ

Приказ от 27.08.2021        47

 _____________     Стригунова Н.И  

 Подпись руководителя  

                                     

 

                                         РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

                                          по  внеурочной  деятельности

 

                       «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

 

                                         Класс                1/2

                                              

 

                                                                   Учитель  :      ПИВОВАРОВА  Е. Н. 

 

                                                                                   2021-2022г

Рабочая программа курса  «Экологическая мозаика»  разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторы канд. ед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченкои в соответствии с Образовательной программой  МБОУ Рыновской ООШ

Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012г.;

Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241»;

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

 

Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Годовой календарный график 2021-2022 уч.г,

    Учебного плана школы на 2021-022 учебный год.

 

                                                Пояснительная записка

Я искренне верю, что для ребёнка не так важно знать, как чувствовать.

Если факты - семена, которые дадут всходы знания и мудрости, то впечатления и эмоции - та плодородная почва, на которую должны упасть эти семена.

Рэйчел Карсон

Одной из актуальных задач современного образования является развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности и инициативы, необходимых для успешной социализации и самоопределения, а также повышение общего культурного уровня.

Основные положения.

Программа «Экологическая мозаика» является общеразвивающей программой естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на четыре года обучения и предназначена для работы с обучающимися 6-11 лет, которые обладают начальными базовыми знаниями в области природоведения. Программа каждого года обучения рассчитана на 34 часа. Режим занятий - 1 час в неделю, учитывает возможности детей данного возраста, их стремление посещать объединения разной направленности.

Для современной начальной общеобразовательной школы характерно разнообразие программ по предмету «Окружающий мир», широко используются УМК «Начальная школа 21 века» (автор Виноградова Н.Ф.) и УМК "Школа России" (автор Плешаков А.А.). Программы предмета «Окружающий мир» освещают широкий круг вопросов из различных областей знаний: биологии, экологии, географии, истории, географии растений и животных и т.д. Дополнительные общеобразовательные программы могут расширить круг знаний в области природоведения в широком смысле слова. Именно к таким программам можно отнести «Экологическую мозаику».

Актуальность, новизна, дополнительность программы.

Известно, что обучающимся младшего возраста свойственна особая любопытность, желание узнать и изучить окружающий мир, и, прежде всего мир природы, поэтому программы естественнонаучной направленности были и остаются актуальными. Кроме того, важно показать взаимосвязи, свойственные живой и неживой природе, возможность влияния человека на события в мире природы и, таким образом, развивать логику мышления.

В самом названии программы «Экологическая мозаика» заложена её суть - она даёт обучающимся первоначальное представление об экологии в широком смысле слова. Программа знакомит с наиболее яркими и запоминающимися фактами из области живой и неживой природы. Интерес, восхищение, удивление, которые способны вызвать эти факты становятся залогом мотивации изучения природы в целом, а также уважительного отношения к ней. Хорошо известно, что использование педагогом эмоционального отношения ребёнка к окружающему миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширение и конструирование.

Дополнительность программы заключается в освещении вопросов из области естествознания (Приложение 1). При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Экологическая мозаика» была подробна изучена примерная программа предмета «Окружающий мир», отражающая современные требования ФГОС второго поколения. При реализации программы «Экологическая мозаика» наибольшее внимание будет уделяться вопросам разнообразия растений и домашних животных, изучению актуальных экологических проблем современного города.

Новизна программы заключается скорее в формах и методах обучения, которые используются для её реализации, чем в содержании курса. Одной из идей программы является идея «В экологию через эмоционально-художественные образы». Ролевое инсценирование, выразительное чтение, использование дидактических стихов обладают большим развивающим потенциалом в вопросах экологического воспитания школьников и способны эмоционально обогатить занятия по экологии, позволят обучающимся развиваться творчески, интеллектуально и социально.

Необходимо отметить, что используемые в качестве методического обеспечения, в большинстве своем авторские, дидактические стихи являются первичными, т.е. специально сочинялись педагогом для реализации поставленных обучающих задач, они содержат достоверные факты о строении, поведении, особенностях животных и растений.

По мнению составителя программы, современному образованию нужны два подхода восприятия действительности: один - через научные факты, знаковую систему, другой - через чувства, эмоции, художественные образы. Такой интегрированный подход будет способствовать становлению гармонично развитой личности ребенка, он особенно актуален для системы экологического воспитания.

Цель, задачи, этапы реализации программы.

Целью программы является воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе на основе приобретенных базовых знаний в области экологии.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:

  • усвоение основ экологии и биологии;
  • получение представления о разнообразии и уникальности живых организмов;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей, мышления, памяти, способности к сотрудничеству, навыков проектной и исследовательской деятельности.

По логике построения программу можно разделить на два этапа:

  1. «Будем знакомы»
  2. «Ты и я и все вокруг».

Помимо общих на каждом этапе будут реализовываться отдельные развивающие задачи, соответствующие возрастным особенностям учащихся и этапам реализации программы.

I этап - начальный «Будем знакомы» (первый год обучения):

  • развитие таких личностных качеств как внимание, воображение, память;
  • развитие устной речи;
  • создание детского коллектива.

II этап - базовый «Ты и я и все вокруг» (второй, третий и четвёртый года обучения):

  • усвоение основ экологии и биологии;
  • получение представления о разнообразии живых организмов;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей, мышления, памяти, внимания, способности к сотрудничеству, навыков проектной и исследовательской деятельности;
  • воспитание эмоционально-ценностного восприятия природы.

Формы и методы педагогического взаимодействия, тематические блоки программы.

Для реализации программы будут использованы коллективные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности обучающихся, а также работа в парах. Из методов обучения предпочтение будет отдаваться тем, которые носят развивающий характер: беседа, решение ситуационных задач и кроссвордов, выразительное чтение и заучивание наизусть, наблюдение за живыми объектами, развивающие игры, экскурсия, составление опорных конспектов, ролевое инсценирование, выполнение проектных, исследовательских и творческих работ. В ходе реализации программы создаются условия, которые обеспечивают возрастание степени самостоятельности обучающихся, их познавательной и творческой активности.

Биологическое и экологическое наполнение программы представлено отдельными блоками, элементами «Экологической мозаики», которые не жестко связаны между собой. Эта особенность программы позволяет новому ребёнку, проявляющему интерес и имеющему базовые знания в области природоведения, характерные для своего возраста, вступать в объединение в любое время. Предметное содержание программы постепенно усложняется.

Необходимо отметить, что при реализации программы третьего и четвертого годов обучения будут использоваться проектные и исследовательские методы, что позволит школьникам в дальнейшем продолжить обучение в других объединениях естественнонаучной направленности.

 

В ходе изучения программы предполагается изучить следующие тематические блоки:

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Будем знакомы

Домашний зоопарк от А до Я

Мой прекрасный сад

Мы исследуем природу

Твоё здоровье

В гости к царице

Флоре

Птичьи секреты

Этот огромный микромир

Зимняя, зимняя сказка

Витаминная азбука

Жизнь в почве

Городские тайны

Ты и я и всё вокруг

 

Экологическая мозаика

Наши первые открытия

 

Ожидаемые результаты, формы контроля.

Ожидаемые результаты образовательной деятельности по программе можно сформулировать следующим образом:

Предметные результаты:

  • знание основных представителей растительного и животного мира;
  • знание экологических факторов и их значения для природы;
  • освоение доступных способов изучения природы;
  • освоение основ экологически грамотного поведения в природе, элементарных правил поведения в природе и норм здоровьесберегающего поведения;
  • осознание целостности окружающего мира;
  • понимание взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • умение использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
  • умение формулировать отличительные особенности объектов живой природы. Метапредметные результаты:
  • развитие способности к творческому решению задачи, поиску нестандартных решений;
  • умение получать необходимую информацию и структурировать её;
  • умение высказывать собственное мнение;
  • умение организовывать свою работу;
  • умение вести диалог;
  • умение выстраивать логические связи;
  • умение презентовать проделанную работу;
  • умение ставить цель и организовывать её достижение.

Личностные результаты:

  • освоение начальных форм личностной рефлексии и умения критически оценивать продукты своей деятельности;
  • развитие личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • эмоционально-ценностное восприятие природы.

Усвоение программы будет определяться посредством разных форм контроля: устных и письменных опросов, тестирования, решения ситуационных задач, кроссвордов, ребусов, защиты творческих заданий. Степень мотивации к изучению курса будет выявляться посредством устных так и письменных опросов школьников, а также путем педагогического наблюдения.

Для определения уровня воспитанности и личностного роста обучающихся будут использованы беседы, метод педагогического наблюдения, анкетирование, сочинения-размышления, проективные методики.

В конце каждого года обучения для родителей будут предложены вопросы, позволяющие определить отношение к занятиям в объединении их детей.

Для осуществления промежуточного и итогового контроля в области предметных знаний используются:

  • тестирование,
  • решение ситуационных заданий,
  • решение и составление кроссвордов;
  • тематические диктанты;
  • выполнение и презентация проектных и исследовательских работ.

Для осуществления диагностики в области метапредметных и личностных результатов используются метод педагогического наблюдения, проектные методики, метод анкетирования и др. (Таблица 1).

Показатель

Результаты

Формы и методы диагностики, используемые методики

Умение организовывать свою работу

Метапредметные

Педагогическое наблюдение Анализ продуктов деятельности

Умение получать необходимую информацию и структурировать её

Метапредметные

Педагогическое наблюдение

Развитие          способности          к

творческому решению задачи, поиску нестандартных решений

Метапредметные

Педагогическое наблюдение

 

Анализ продуктов деятельности

Умение                        презентовать

проделанную работу

Метапредметные

Педагогическое наблюдение

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Личностные

Педагогическое наблюдение

Освоение        начальных        форм

личностной рефлексии и умения критически оценивать продукты своей деятельности

Личностные

Педагогическое наблюдение Анализ продуктов деятельности

Эмоционально-эстетическое и нравственное восприятия природы

Личностные

Педагогическое наблюдение

Анкетирование обучающихся

Анкетирование родителей

 
  1.  

Учебно - тематический план
Первый год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Введение

 

Практическая часть:

 

. Настольная игра «Экологическая мозаика

 

 

 

 

7.9

 

 

2

Практическая часть:

. Настольная игра «Экологическая мозаика

 

14.09

 

 

 

Будем знакомы

 

 

 

 

 

 

3

В гостях у маркиза Этикета

 

 

 

 

21.09

 

 

4

Приветствия и этикет в разных странах мира

 

 

28.09

 

 

5

 Вредные привычки., неряшливость, обжорство..  др. Практическая

 

Практическая

 

 

 

5.10

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Комплименты». Оформление «Книги вежливости».

 

вежливости

 

12.10

 

 

7

Выразительное чтение «Волшебные слова», Вредные привычки»

 

19.10

 

 

8.

 

 

 

 

Хорошие манеры и волшебные слова

 

 

 

26.10

 

 

 

 

 

Делу время - потехе час

 

 

 

 

9

Время и часы.

 

9.11

 

 

.10

Продолжительность суток. Распорядок дня школьника

 

16.11

 

 

11

Виды отдыха

 

23.11

 

 

12

Практическая часть: Практическая работа «Мой распорядок дня».

 

 

30.11

 

 

13

Твоё здоровье Кирпичики здоровья

 

7.12

 

 

 

14

Что определяет здоровье человека

 

11.01

 

 

15

Три кита здоровья

 

18.01

 

 

16

Разучивание оздоровительных разминок

 

25.01.

 

 

17

Конкурс рисунков «Здоровье в твоей тарелке».

 

1.02

 

 

18

Выразительное чтение «Овощи и фрукты - полезные продукты».

 

 

8.02

 

 

 

 

Будьте здоровы

 

 

 

 

19

Что такое иммунитет?

 

15.02

 

 

20

Причины гриппа и простуды. Профилактика гриппа

 

22.02

 

 

21

Секреты здоровья жителей разных стран мира

 

1.03

 

 

 

Зимняя, зимняя сказка

 

 

 

 

22

Зима в природе

 

14.12

 

 

23

Практическая работа «Новогодняя открытка

 

21.12

 

 

24

Участие в Новогоднем представлении

 

28.12

 

 

25

Грим и маска

 

15.03

 

 

26

Техники изготовления масок. Понятие шаблона и образца.

 

 

22.03

 

 

27

Выразительно чтение «Маска, я тебя знаю»

 

 

5.04

 

 

28

На сцене Природа

 

12.04

 

 

29

Экскурсия «Зимующие птицы».

 

 

19.04

 

 

30

Самый большой дом, или введение в экологию

 

26.04

 

 

31

Развивающие игры: «Паутина жизни», «Птицы, звери, рыбы».

 

10.05

 

 

3.2.

Зиму провожаем, весну встречаем

 

17.05

 

 

33

Природа в опасности

 

24.05

 

 

 

ИТОГО33ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Первый год обучения

  1. Введение

Знакомство с учащимися. Правила поведения, инструктаж по технике безопасности. Введение в Программу.

Практическая часть:

. Настольная игра «Экологическая мозаика».

  1. Будем знакомы
    1. В гостях у маркиза Этикета

Вежливость и вежливые слова. История происхождения часто используемых вежливых слов. Этикет. Приветствия и этикет в разных странах мира. Комплименты. Вредные привычки. Грубость, лень, неряшливость, обжорство, ябедничество и др. Практическая часть:

Игра «Комплименты». Оформление «Книги вежливости». Дикционные упражнения. Выразительное чтение «Волшебные слова», «Вредные привычки»

    1. Делу время - потехе час

Время и часы. Продолжительность суток. Распорядок дня школьника. Народная мудрость о работе и отдыхе. Люди-«жаворонки», люди-«совы» и люди-голуби. Виды отдыха.

Практическая часть: Практическая работа «Мой распорядок дня».

  1. Твоё здоровье
    1. Кирпичики здоровья

Что определяет здоровье человека. Правильное питание, подвижный образ жизни, хорошее настроение, гигиена и другие факторы здоровья. Три кита здоровья. Практическая часть:

Разучивание оздоровительных разминок. Практическая работа «Я построю Дом здоровья». Конкурс рисунков «Здоровье в твоей тарелке». Выразительное чтение «Овощи и фрукты - полезные продукты».

    1. Будьте здоровы

Что такое иммунитет? Повышение иммунитета. Закаливание. Активный отдых. Для чего мы спим и сколько нужно спать? Секреты здоровья жителей разных стран мира. Причины гриппа и простуды. Профилактика гриппа. Фитонциды и растения богатые ими (лук, чеснок, хвойные). Витаминный стол зимой.

Практическая часть:

Оздоровительные разминки. Выразительное чтение «Чтобы гриппом не болеть».

  1. Зимняя, зимняя сказка
  1. Зима в природе

Зима в природе. Три состояния воды. Строение снежинок. Вечнозеленые деревья Удмуртии: сосна, ель, пихта, лиственница (сходства и различия). Строение шишек хвойных растений.

Практическая часть:

Практическая работа «Новогодняя открытка». Участие в Новогоднем представлении.

  1. Грим и маска

Костюм, грим и маска как средства перевоплощения. Символика цветов. Техники изготовления масок. Понятие шаблона и образца.

Практическая часть:

Практическая работа «Маски». Выразительно чтение «Маска, я тебя знаю»

  1. На сцене Природа

Белая Книга леса, или учимся читать следы на снегу. Особенности зимовки птиц, зверей, рыб и земноводных. Зимующие и перелётные птицы города. Народный календарь. Зимние приметы. Народная мудрость о зиме. Театральная терминология: афиша, сцена, режиссер.

Практическая часть:

Оформление опорных конспектов «Читаем зимние приметы». Экскурсия «Зимующие птицы».

  1. Ты и я и всё вокруг, или основы экологии
    1. Самый большой дом, или введение в экологию

Что изучает наука экология. Живая и неживая природа. Вода, воздух, тепло - основные экологические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Цепи питания. Классификация животных. Значение хищников. Роль растений в жизни планеты. С кем дерево дружит? Пантомима.

Практическая часть:

Развивающие игры: «Паутина жизни», «Птицы, звери, рыбы». Настольная игра «Экологическое домино». Пантомима «Моё любимое животное». Экскурсия в Музей природы.

    1. Зиму провожаем, весну встречаем

Почему весна - начало нового года в природе? Фенология весны. Народная мудрость о весне. Весенние приметы, предсказывающие погоду. Праздники Экологического календаря.

Практическая часть:

Разучивание оздоровительной разминки. Экскурсии «Деревья и кустарники нашего города».

    1. Природа в опасности.

Экологические проблемы нашей планеты. Животные и растения Красной Книги Удмуртии. Первоцветы, или подснежники леса и сада. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.

Практическая часть:

Выразительное чтение «Жалобная Книга природы». Оформление листовок «Осторожно - первоцвет!». Экскурсия «Как прекрасен сад весной»

  1. Итоговое занятие «Вот и стали мы на год взрослей»

Подведение итогов работы за год. Диагностика интереса и мотивации.

Практическая часть:

Просмотр фото и видеоматериалов объединения. Оформление выставки «Мир моих увлечений».

 

После изучения подготовительного этапа, обучающиеся обладают определёнными знаниями и умениями.

Они знают:

  • названия деревьев и кустарников города;
  • названия зимующих и перелётных птиц города;
  • значение растений;
  • методы профилактики гриппа и простудных заболеваний;
  • особенностей зимовки разных групп животных;
  • названия первоцветов сада и леса;
  • факторы здоровья;
  • экологические факторы.

Они умеют:

  • выразительно читать предложенный текст;
  • определять время по положению стрелок часов;
  • составлять распорядок дня.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • показать эмоции мимикой и телодвижениями;
  • изготавливать карнавальную маску;
  • предсказывать зимнюю погоду по зимним приметам;
  • составлять свою Программу Здоровья;
  • объяснять такие понятия, как экология, иммунитет, гигиена, фитонциды,

правильное питание, активный отдых, этикет, цепи питания, Красная Книг