|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рыновская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению методическим объединением учителей начальных классов Протокол № 1от 25.08.2021 _______________Пивоварова Е.Н. подпись руководителя МО ФИО руководителя
|
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР _26.08.2021г ___________ Власова Л.И. подпись |
«Утверждаю» Директор МБОУ Рыновской ООШ Приказ от 27.08.2021 №47 _____________ Стригунова Н.И Подпись руководителя |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ДОНОВЕДЕНИЕ»
Класс 3/4
Учитель ПИВОВАРОВА Е. Н.
2021-2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Доноведение» разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторы канд. ед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченкои в соответствии с Образовательной программой МБОУ Рыновской ООШ
Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012г.;
Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и изменениями от 26 ноября
СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Годовой календарный график 2021-2022 уч.г,
Учебного плана школы на 20212022 учебный год.
На реализацию программы в ¾ классах отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год, Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура курса «Доноведение»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Методические основы изучения курса
«Доноведение».
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для учащихся
для учителя
Сайты
№ пп |
Название |
|
|
Педсовет_su - сайт |
|
|
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download/ |
|
|
Фестиваль «Открытый урок» festival@1september.ru |
|
|
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru |
|
|
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info |
|
|
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru |
|
|
Сайт «Планета знаний». – Режим доступа : http://planetaznaniy.astrel.ru |
|
|
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 / 4 классы
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (12ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (13ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии[1]
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
знать:
уметь:
могут научиться:
1.личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
2.регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3.познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Тематическое планирование курса «Доноведение»
¾ классы
№ п/п
|
Тема |
Дата |
Образовательные задачи |
Виды деятельности |
Я и окружающий мир |
||||
1 |
Край, в котором я живу. |
01.09 |
Дать представления о Ростовской области как административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны
|
Работа с картой Ростовской области Практическая работа по контурной карте: выделение границы Ростовской области. |
2 |
О городах и станицах родного края |
8.09 |
Познакомить с наиболее крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.
|
Экскурсии по городам Ростовской области. Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области» |
3-4 |
С днём рождения, родной город (село) |
15.09 22.09 |
Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождением названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.
|
Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) |
Природа Донского края |
||||
5-7 |
У природы нет плохой погоды |
29.09. 6.10 13.10 |
Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы)
Познакомить с профессией - метеоролог.
|
Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурс рисунков |
8 |
Живая вода. |
20.10 |
Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. |
Работа с картой Ростовской области . Исследовательские работы.
|
9 |
Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края |
27.10 |
Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологических проблем. |
Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.
|
10 |
Растения и животные водоёмов. |
10.11 |
Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.
|
Исследовательские работы учащихся |
Жизнь на Дону |
||||
11 |
Тайны Донской земли
|
17.11
|
Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.
|
Экскурсия в архитектурный исторический памятник «Танаис» |
12 |
Танаис – древний город |
24.11
|
Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.
|
|
13 |
Дикое поле |
1.12 |
Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.
|
Рисование картин прошлого Дона. |
14 |
Донской край – казачий край |
8.12 |
Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями и хозяйством казаков.
|
Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История казачьей семьи». |
15 |
Первые казачьи городки |
15.12 |
||
16 |
Казачья семья |
22.01 |
Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. |
|
17 |
Жилище казака
|
12.01 |
Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах |
Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)
|
18 |
История вещей. Одежда.
|
19.01 |
||
19 |
История вещей. Посуда.
|
26.01 |
||
20 |
Славен Дон! |
2.02 |
Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.
|
Праздничное мероприятие |
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону
|
|
|||
21 |
Сретение. Сороки. |
9.02 |
Дать общее представление о весенних обрядах на Дону
|
Праздничные мероприятия. |
22 |
Встреча птиц |
16.02 |
Дать общее представление о международном дне птиц.
|
Изготовление скворечника |
23 |
Пасха, Вербное воскресенье |
2.03 |
Дать общее представление о весенних обрядах на Дону
|
Праздничные мероприятия. |
Природа Донского края |
||||
24 |
Природная поверхность нашего края |
9.03 |
Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы реки Дон.
|
Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» |
25 |
Из недр Донской земли |
16.03 |
Познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края.
|
Работа с картой Ростовской области и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых
|
26 |
Почвы родного края |
6.04 |
Почвы Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить значение почвы для Ростовской области.
|
Практическая работа «Почвы родного края» |
27 |
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. |
13.04 |
Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и
животного мира. |
Экскурсия. Исследовательские работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды |
28 |
Природные экосистемы луга |
20.04 |
Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.
|
|
29 |
Природные экосистемы леса |
27.04 |
Познакомить с одним из природных сообществ Ростовской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе.
Влияние человека на сообщество.
|
|
Человек и природа |
||||
30 |
Донская земля – житница России |
.4.05 |
Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области.
|
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»
|
31 |
Сельское хозяйство на Дону: земледелие. |
11.05 |
Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.
|
|
32 |
Казачьи посиделки |
18.05 |
Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.
|
Праздничное мероприятие. |
33 |
Сельское хозяйство на Дону: животноводство |
25.05 |
Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.
|
Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
Итого:33ч. |
||||
|
|
|
|
|
[1] Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.