ЭП

Документ подписан электронной подписью
12.11.2021 14:09, Стригунова Наталья Ивановна, Директор
Ключ электроннй подписи

 

       Муниципальное бюджетное     общеобразовательное    учреждение

           Рыновская основная общеобразовательная школа

 

                                                   

Рассмотрено и рекомендовано  к утверждению

методическим объединением

учителей  начальных классов

Протокол № 1от 25.08.2021  

_______________Пивоварова Е.Н.

подпись руководителя МО                 ФИО руководителя

 

 

   СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_26.08.2021г

___________ Власова Л.И.

подпись

«Утверждаю»

Директор МБОУ Рыновской ООШ

Приказ от 27.08.2021        47

 _____________     Стригунова Н.И  

 Подпись руководителя  

                                     

 

                  РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

               по  внеурочной  деятельности

                      «Экологика»

 

        Клас    3/4

                                              

Учитель:        ПИВОВАРОВА  Е. Н. 

 

                                                        

 

                                                      2021-2022г

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса  «Экологика»  разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, в соответствии с Образовательной программой  МБОУ Рыновской ООШ

 

Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012г.;

Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и изменениями от 26 ноября 2010 г. №1241»;

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010г. №189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

 

Письма министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Годовой календарный график 2021-2022 уч.г,

 

 

 

 

 

Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

И.В. Гёте

При всем многообразии разработанных программ (стратегий) экологического образования, сторонники различных точек зрения едины в понимании необходимости формирования и развития экологической культуры детей. То есть учить ребенка не только замечать, распознавать красоту Природы, но и стремиться к постижению, изучению и сбережению её.

А такое, на наш взгляд, возможно только благодаря введению в воспитательно­образовательный процесс практики непрерывного экологического образования.

Особенностью данного образования детей является его внедрение на самых ранних стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. В раннем, «чувствительном» периоде организм запечатлевает важные знания, образы, усваивает образцы поведения, которыми он руководствуется затем на протяжении жизни. Пропустив такой период, не получив в это время нужной информации, человек теряет возможность вовремя приобрести ее. И даже получив ее, став взрослым, человек будет лишь помнить эту информацию, но не следовать ей.

Поэтому для нас так важно не упустить это поистине драгоценное время, когда ребенок готов познавать мир, постигать справедливые законы матушки - природы. Именно поэтому данная программа носит ярко выраженную естественнонаучную направленность.

Цель программы - реализация идеи непрерывного экологического образования и формирование у учащихся (дошкольников и младших школьников) осознанного интереса к изучению окружающей среды.

Данная цель достигается по мере решения в единстве следующих задач: обучающие:

учить детей наблюдать за объектами живой и неживой природой, анализировать, делать выводы;

  • расширить представление учащихся об окружающем мире;
  • углубить знания детей о природе Донского края.

развивающие.

способствовать развитию основных образовательных компетенций: развивать память, логическое мышление, внимание, ловкость посредством экологических, дидактических и подвижных игр, экскурсий, опытов;

  • развивать навык работать с географической и другими видами карт, глобусом, компасом.

воспитывающие:

  • способствовать развитию общекультурных компетенций: воспитывать чувство любви к своей Родине, своей семье, умение замечать и ценить красоту родной природы;
  • развивать у детей чувство коллективизма, желание работать в одной команде;
  • активизировать участие детей в деле защиты окружающей среды.

Цель и задачи программы разработаны и реализуются на практике с учетом требований, предъявляемых федеральным образовательным стандартом (ФГОС)

.Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что в современном обществе проблема повышения уровня экологической культуры подрастающего поколения является приоритетной. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Программа «Экологика » отвечает этой потребности общества поскольку:

- комплексный характер программы, наличие психологической и эстетической составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности: от простого созерцания (I год обучения) к азам исследовательской деятельности (III год обучения);

- в результате взаимодействия разных методов и форм проведения занятий, формируется своеобразная образовательная среда, в которой происходит самообучение и самовыражение личности обучающегося;

- программа отвечает запросам непрерывного экологического образования детей и способна именно сейчас, в настоящее время, воспитывать, развивать и вести к будущей жизни всесторонне развитую и гуманную личность.

 

г-

 


.

  1. год обучения - первоначальное знакомство с особенностями сезонных изменений в природе, правилами поведения в лесу, знакомство с историей родного края, наблюдение и анализ простых опытов, работой в уголке живой природы.)

 

  1. год обучения - развитие умения наблюдать за живой и неживой природой, анализировать, делать выводы, знакомство с правилами здорового образа жизни, применять на практике знания, полученные после завершения первого года обучения. Эта часть программы предполагает увеличение числа экскурсий, самостоятельной работы с природным материалом, включение сведений по краеведению .

 

  1. год обучения - направлен на развитие у детей основ учебно-исследовательской деятельности: самостоятельный выбор объектов исследования, наблюдения и анализ полученной информации;  предусматривает проведение индивидуальных, групповых и консультационных часов при подготовке учебно-исследовательских работ учащихся.

Количество занятий в неделю и их продолжительность соответствуют требованиям СанПиНа.

 

Основными принципами формирования программы на различных этапах обучения являются:

  • учет основных образовательных компетенций и требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС);
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и общего развития личности ребенка;
  • высокий уровень квалификации и педагогического мастерства педагога;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленность деятельности педагога и учащегося;

непрерывность обучения (начиная с воспитанниками детского сада, продолжая с учащимися начальных классов школы, и заканчивая с учащимися среднего звена (5 класс

от одного года обучения к

) использования демонстративного и раздаточного

 

материалов.

• подкрепление теоретических знаний практическими навыками.

                                                                                                                                                   

 

 

 

 

 

Тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Экологика»

Первый год обучения

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие

 

 

3.09

2

Осенние деньки

«Ах, лето красное!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. 09

 

3

«Уж небо осенью Дышало»

 

 

17. 09

4

Кладовая осени

 

 

24. 09

5

Мастерская Природ Природыча

 

 

1.10

6

Почемучкина страна

Почему листья желтеют и опадают?

 

 

8. 10

7

Почему нельзя трогать растущие грибы руками

 

 

15. 10

8

Почему идет дождь? (

 

 

22. 10

9

«Почему и куда спрятались насекомые

 

 

29. 10

10

Почему и куда улетают птицы.

 

 

12.11

11

Почему и куда улетают птицы.

 

 

19.11

12

Почему белые медведи не живут в лесу

 

 

26.11

13

Почемучкина страна»

 

 

3.12

14

Человек и домашние животные

Верные помощники человека

 

 

10.12

15

«Собака — самый первый и верный Друг человека

 

 

17.12

16

Откуда взялись лошади?»

 

 

14.01

17

Домашние животные разных стран мира

 

 

21.01

18

Домашнее животное»

 

 

28.01

 

 

 

 

 

19

Зимние деньки

Экскурсия « Как узнать зиму?»

 

 

4.02

20

Откуда берется снег

 

 

11.02

 

21

 

Экологическая игротека

 

 

18.02

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

« Что за празДник — Новый гоД

 

 

 

24.12

23

Удивительное рядом

 «Бумажные новости».

 

 

25.02

24

Что такое хохлома?»

 

 

4.03

25

«Кто изобрел компьютер? Каким он был когДа-то?

 

 

11.03

26

«Удивительное рядом»

 

 

 

18.03

27

Кто, кто в теремочке живет

Путешествие по миру аквариума и его обитателей» (Подвижная игра «Рыбки и сачок») (1ч.)

 

 

 

1.04

28

Кто, кто в теремочке живет

 

 

8.04

29

Весенние деньки

Как узнать весну?»

 

 

15.04

 

30

«Волшебница Вода»

 

 

22.04

31

Родные просторы

Таланты родной земли»

 

 

 

29.04

32

Скоро лето

Мастерская Природ Природыча

 

 

6.05

33

 

 

Экологическая игротека»

 

 

13.05

34

Итоговое занятие

 

 

20.05

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

после завершения первого года обучения

Обучающийся должен знать:

Обучающийся должен уметь:

- играть в различные экологические игры (дидактические, подвижные, ролевые);

- выполнять художественные работы на заданную тему;

- проводить элементарные опыты с водой, снегом, наждачной бумагой;

- уметь работать с глобусом.